Календарь и традиции

Как сыр в масле

Следующая неделя — масленичная. До середины ХV столетия Масленица совпадала с новолетием, поскольку год начинался с весны. В Западной Европе к этому времени уже отшумели карнавалы, «фашинги», «фашнахты» и «менсопусты» — близкие родственники нашей Масленицы, для которой в Беларуси придумали еще одно название — «сырнiца».


В белорусской народной традиции сыр — не только важнейший ингредиент народной кухни, но и один из главных сакральных продуктов. Очень часто он упоминается в паре с маслом: сыр–масло — традиционный символ изобилия. Почитание сыра в обрядах пошло одновременно с развитием животноводства, то есть со времен неолита. Сыр вместе с «новым» молоком символизировал дары весны, плодоносность природы, будущий урожай.

В Беларуси всегда четко разделяли сыр и творог. Чтобы получить творог, збан с простоквашей, предварительно сняв вяршки, ставили в печь в легкий дух. Оттопленный творог заливали молоком, приправляли сметаной, получалась великолепная «вячэра» или «падвячорак». Детям творог подавали с медом, свежими ягодами. А еще, добавив масла, перетирали и из полученной массы катали в сахаре с маком ежики. Малышей ведь всегда старались хоть немного побаловать, даже в трудные времена.

Из творога готовили клинковый сыр, в который часто добавляли перетертый с солью тмин. «Клинок» — наш самый–самый белорусский кулинарный бренд. Белорусские хозяйки жарили этот сыр на масле, иногда предварительно обмакнув его в перемешанное, но не взбитое яйцо, подсушивали для длительного хранения — про запас и чтобы взять с собой в дорогу, на поле «у рабочы вугал».

В белорусском фольклоре представление о сыре связано с плодовитостью в самом широком ее смысле: увеличение приплода у животных и чадородия у женщин. В свадебном обряде существовал обычай, когда после первой брачной ночи родители молодой клали жениху за пазуху целый, неразрезанный сыр, завернутый в холстинку, — символ невинности, нетронутости и чистоты. Сыр упоминается в песнях–веснянках, которые «гукалi» весну. И в купальских песнях вспоминается самый белый сыр, и в поговорках на Петра и Павла. Кстати, именно в Петровки сыр готовили по особому рецепту — чтобы сохранялся до самой Масленицы. Семантически и образно сыр связывался с зачатием и рождением ребенка — прежде всего, мальчика. В народных песнях звучало поздравление «з белым сырам, з малым сынам». В то же время в некоторых случаях сыр рассматривался как продукт–посредник между тем и этим миром.

Масленичная неделя включает совсем немного «сцiплых прысвяткаў». 8 марта в православных храмах отмечается обретение головы Иоанна Предтечи. В этот день пчеловоды заглядывали в ульи, радовались, обретая их живыми и невредимыми, и уже не сомневались, что остаток полузимних дней пчелы проведут в здравии. На Воложинщине говорили, что медведь переворачивается в своей берлоге на другой бок.

9 марта в народном календаре — Тарасий: рубеж, после которого больше уже не получится мирно вздремнуть в полуденные часы после обеда, весна ведь на пороге.

12 марта — Василий–капельник: начинались дружные, звонкие весенние капели.

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter