Неумолимая статистика: из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3 процента

Из многих тысяч батарей

Наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец Семен Залманович Серебренников родился на год позже, в 1924-м, в Гомеле. Сегодня ему 95 лет, и он по-прежнему в строю, чтобы вести свой бой за историческую память. Полковник в отставке уверен, что время не должно запахать траншеи на полях былых сражений, а мы не имеем права забывать о несгибаемой стойкости и героизме наших соотечественников.

Семен Серебренников.

Для только-только закончившего 9 классов Семена война началась с авианалета на Гомель. Фашисты бомбили аэродром, железнодорожную станцию, мосты и другие важные объекты. Отец ушел на фронт 23 июня, и больше о нем ничего не известно. Где погиб, когда и как, никто не знает. Семен Залманович уверен, что если не он, то его внуки или правнуки однажды узнают правду: «Ведь пока есть неизвестные герои, неизвестные подвиги, война не может закончиться, не правда ли?»

Через Башкирию на фронт

В первые дни войны Гомельская инфекционная больница была переоборудована в военный госпиталь. Мать Семена, работавшую здесь врачом, не отпускали в эвакуацию, пока фашисты не подошли к городу. Самого Семена вместе с ребятами из детского дома отправили эшелоном в город Урюпино Сталинградской области. Оттуда он скоро попал в деревню Раевка, что в 100 километрах от Уфы. Юноша рвался добровольцем на фронт, но в военкомате понимающе улыбались и просили повзрослеть. Он не тратил время зря: работал до изнеможения наравне со взрослыми и заканчивал десятилетку. Его время пришло в августе 1942-го, когда Семена направили в Севастопольское зенитно-артиллерийское училище (тогда располагалось в Башкирии. — Прим. авт.). Через шесть месяцев младший лейтенант Серебренников уже воевал на Калининском фронте в качестве командира зенитно-пулеметного взвода. Семен Залманович признается, что воевать было проще, чем завоевывать авторитет:

— Представьте мальчишку 18 с половиной лет, а у меня в подчинении солдаты и сержанты, которым по 40 — 50 лет. У них дети старше меня были! Но мы быстро нашли общий язык. Я их учил стрелять по самолетам, бронетехнике, пехоте, а они меня тактично обучали выживанию в фронтовых окопах. Их уже давно нет на белом свете.

Огненные годы

В конце ноября 1943-го Семен Серебренников с великой радостью узнал, что родной Гомель освобожден от фашистской нечисти. Но для него война еще не закончилась. В составе 5-й гвардейской краснознаменной танковой армии он гнал фашистов в их логово.

В июле 1944 года в одном из боев танкисты захватили немецкую артиллерийскую батарею — четыре 20-миллиметровые пушки. С этим трофейным оружием гвардеец прошел до победы.

И по пути, признается Семен Залманович, его батарея уничтожила 5 вражеских самолетов, более сотни пехотинцев, около 10 бронетранспортеров и автомобилей. О своих боевых наградах он не очень любит говорить. Может, поэтому даже родной сын, хитро улыбаясь, раньше спрашивал: «Папа, а у тебя точно орден Красной Звезды? Это правда твои медали «За боевые заслуги» и «За взятие Кенигсберга»? Чтобы развеять сомнения, ветеран сделал запрос в Министерство обороны. И вскоре наследник с волнением вчитывался в строки пожелтевших приказов и наградных листов. Цитируем выдержку из Приказа от 12.05.1944 года о награждении орденом Красной Звезды: «Старший лейтенант Серебренников, командир зенитной батареи, в боях в Литве огнем своей батареи в сентябре — октябре 1944 года сбил 3 истребителя противника. Отличился в боях за город Францбург (Восточная Пруссия. — Прим. авт.). С 09.02 по 13.02.1945 зенитная батарея старшего лейтенанта Серебренникова, действуя в боевых порядках первой МСБ, обороняющей рубеж 1 км восточнее г. Францбурга, вела массированный огонь по контратакующему противнику. В ночь на 11 февраля зенитными средствами были отбиты четыре контратаки противника, чем был обеспечен общий успех бригады».

Медаль за бой, медаль за труд

После победы в июне 1945 года 47-я механизированная бригада, где служил Семен Серебренников, отправилась в Беларусь, в Осиповичи, где была расформирована. Сегодня опаленное войной боевое знамя бригады хранится в Музее боевой славы 5-й гвардейской танковой армии в Бобруйском доме офицеров. До выхода в отставку Семен Серебренников служил на разных должностях: командир батареи, офицер разведки, помощник начальника штаба по радио­технической службе. Весной 1972 года мундир и сапоги он сменил на костюм и туфли. Началась гражданская жизнь, интересная и беспокойная. Иной на Бобруйской городской станции юных техников и быть не могло. Работе с детьми он отдал следующие без малого два десятка лет. Званием «Отличник народного образования БССР» гордится не меньше, чем своими боевыми наградами и именным пистолетом ТТ, врученным ему осенью прошлого года министром обороны Беларуси Андреем Равковым в честь 95-летнего юбилея.

Сегодня председатель Совета ветеранов 5-й гвардейской танковой армии Семен Серебренников с грустью говорит о том, что 10 лет назад в живых было 17 воевавших ветеранов танковой армии, а сегодня осталось лишь двое. Он в том числе. И тем ценнее для нас его свидетельства от первого лица. Своим вкладом в народную память о Победе и в дело сохранения героического прошлого советского народа Семен Залманович считает книгу «Воспоминания фронтовиков-ветеранов 5-й гвардейской танковой армии». Это уникальное издание с воспоминаниями фронтовиков, копиями военных документов, фотографиями и картами сражений. Ценный сборник ветеран любезно передал в дар нашей редакции. 

 usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter