Гомельскому дворцово-парковому ансамблю - 95 лет

Ищем раритет Паскевичей, ждем в гости Толстую

Глаза туриста, обращенные на карту достопримечательностей Гомеля, не рискуют разбежаться в разные стороны или промахнуться. Историческая красота здесь все–таки одна: дворцово–парковый ансамбль с дворцом Румянцевых — Паскевичей XVIII — XIX веков, реликтовым ботаническим памятником, набережной Сожа, городком аттракционов... Ансамблю в этом году — 95 лет. В круговороте юбилейных событий о жизни разговариваем с его генеральным директором Александром Гостевым, который в творческих кругах хорошо известен как рэппер Саныч, лидер хип–хоп–группы «Городская тоска». Но прежде чем вести речь о юбилее, прошу прокомментировать последнюю новость, наделавшую много шума и вызвавшую протест местных активистов. С августа гомельский парк остался без имени Луначарского, с которым прошел рука об руку 95 лет.

— На самом деле ничего личного, — расставляет точки над «i» мой собеседник. — Мы не против Луначарского и его исторической памяти. Это чисто организационный ход, работа над которым началась несколько лет назад. Рассказываю. После Октябрьской революции дворцово–парковый комплекс Паскевичей национализировали, взяв под охрану государства. А в ноябре 1919 года во дворце был открыт Гомельский историко–художественный музей им. А.В.Луначарского. Основным документом для его образования стала правительственная телеграмма наркома просвещения Луначарского, которая предписывала закрепить за музеем парк, здание дворца и все ценности, в нем находившиеся. Таким образом, имя видного советского деятеля, которое первоначально получил музей, перешло и на парк. Однако после 1925 года музей потерял в своем названии это имя. Парк же до Великой Отечественной войны несколько раз менял ведомственную принадлежность и название. Только после ее окончания он стал городским парком культуры и отдыха им. А.В.Луначарского, а с 1963 года получил статус ботанического памятника республиканского значения.

Семь лет назад парк вошел в состав созданного государственного историко–культурного учреждения «Гомельский дворцово–парковый ансамбль». И в Государственном списке историко–культурных ценностей Беларуси он значится без названия как один из элементов ансамбля. Этот факт и отражен в новом названии, вступившем в силу с 1 августа этого года.


— Как оно теперь звучит?


— Парк Гомельского дворцово–паркового ансамбля. Просто все привели к единому знаменателю. К слову, перемены коснулись не только названия, но и парка. Его территория уменьшилась. Из состава выведены склоны и городок аттракционов, которые никогда не были весомы с точки зрения истории и природы. Статус ботанического памятника остался только за той частью парка, где произрастают редкие виды растений.


— Значит, правильно активисты бьют тревогу, что теперь коммерческая застройка станет позволительной?


— Неправильно. Сама охранная зона увеличена, а это исключает всякие варианты коммерческой застройки. Нам теперь легче будет решать вопросы по управлению парковым хозяйством. Прежде всего это касается удаления старых больных деревьев, в чем раньше мы были ограничены. Последний ураган, вспомните, сколько наделал бед. От упавших деревьев пострадали двое гомельчан как раз на территории городка аттракционов.


— Наведете с деревьями порядок — и платный вход в гомельский парк?


— Откуда вы взяли?


— Как же. Интернет слухами полнится. Тема старая. Вы, видно, ее освежили.


— Не освежал. Я вообще против платного входа для посетителей и туристов. Речь о другом. Брать плату с людей, которые занимаются бизнесом на территории парка: фото–, видеосъемка свадеб, торжеств... Вот над этим сейчас работаем.


— Давайте к юбилею. Наверняка планируете интересные мероприятия?


— Самое масштабное — II Национальный форум «Музеи Беларуси». Он пройдет в Гомеле 26 — 27 сентября. Здесь себя представят около ста отечественных музеев. На первом Национальном форуме музеев Гомельский дворцово–парковый ансамбль завоевал Гран–при, и это дало нам право стать принимающей стороной. Кстати, к форуму мы готовим необычную юбилейную выставку. Впервые покажем около 40 изображений ярких и интересных произведений искусства, которые поступили в Эрмитаж из собрания Паскевичей. В числе драгоценных вещей, хранящихся в его фондах, редкие механизмы, уникальное восточное оружие, фамильное серебро. Наши посетители все это увидят впервые.


— Обычно к юбилеям принято приобретать что–нибудь необычное...


— Мы сейчас ищем экспонат, принадлежавший семье Паскевичей. Деньги есть. Но это должен быть раритет, который находился во дворце именно в те времена. Такой, который привлечет внимание. Люди придут только для того, чтобы его увидеть...


— Чувствуется, что вы все время интригу держите.


— А по–другому никак. Посетителя нужно привлекать. Или рекламой, или раскрученными именами, или известными персонами. Точки интереса надо менять постоянно. Вот мы сейчас разрабатываем новый проект «Единый билет», аналогов которому нет. Суть в чем? Все музеи Гомеля сосредоточены в центре города. Турист попадает на территорию дворцово–паркового ансамбля, покупает единый билет, открывающий доступ ко всем гомельским музеям, и с ним получает в руки карту–путеводитель, на которой указано самое интересное.


— А почему вы решили, что он хочет все это увидеть?


— Мы просто предложим выбор. Проводили опрос. И что выяснили. Впервые приезжающий в Гомель турист обычно ограничивается только дворцом Румянцевых — Паскевичей. Дальше не идет. Потому что ничего другого не знает. Мы же открываем для него все достопримечательности города вместе с единым билетом. К слову, у нас на реконструкции еще несколько интереснейших объектов: 35–метровая башня обозрения, усыпальница, часовня, погреба. Когда закончим по ним работы, туристу уже мало будет одного дня. Ему понадобится гостиница. Кстати, на карте она тоже указана. А ведь у нас есть еще Хальчанский дворец — усадьба XIX века в Ветковском районе. Для него ищем инвестора, чтобы определить дальнейшую судьбу. Вот ждем директора музея–усадьбы «Ясная Поляна» Екатерину Александровну Толстую — супругу Владимира Ильича Толстого, праправнука знаменитого классика. Она уже дала добро приехать в Гомель.


— Какая связь?


— Связь Толстых с Гомелем вполне прямая. Княгиня Ирина Паскевич первой перевела роман «Война и мир» на французский язык. Но нам также интересен приезд Екатерины Толстой и как специалиста, который сейчас активно занимается продвижением русских усадеб, их развитием.


— А чего еще стоит ждать?


— Две крупные выставки. В конце августа — музея шоколада Николя, на которой будут представлены экспонаты из шоколада в реальном размере. В сентябре — шведскую выставку–посвящение Первой мировой войне «Вещи между жизнью и смертью», которая сейчас экспонируется в Минске. И, собственно, сам юбилей, который парадно отметим в ноябре.


— Не могу не спросить. А с личным творчеством как? Больше 15 лет в хип–хопе. Почти год работы гендиректором как–нибудь откорректировал сценические планы?


— Пока творчество в сторону. Иногда лишь выступаю на благотворительных концертах. Но чтобы новые композиции, собственный альбом на выходе... Сейчас нет. Возможно, очень насыщенный год.


— С пиджаком и галстуком, надо полагать, свыклись?


— Все в норме. На административной работе я буквально на три года меньше, чем в хип–хопе. Просто сейчас еще четче понимаю: нельзя творческого человека оставлять «сам на сам», помогать нужно. Приходят молодые ребята, делятся планами–идеями, стараемся поддержать. Даем в парке концертную площадку с аппаратурой. Недавно у нас вот так прошел первый хип–хоп–баттл «Место мастерства».


— Не задевает гендиректора, когда говорят: «Ну здравствуй, рэппер Саныч»?


— Смотря кто и с каким подтекстом. Хотя это все поначалу было этаким фоном к назначению. Но сейчас сошло на нет. Думаю, разобрались.


dralukk73@mail.ru


Советская Белоруссия №160 (24541). Суббота, 23 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter