Повышение ставки рефинансирования направлено на сдерживание инфляции: о чем еще шел разговор на совместной пресс-конференции Нацбанка и МАРТ

Инструменты тонкой настройки

Инфляция в этом году несколько разгулялась. В том числе из‑за реакции на внешние шоки. Вызванную пандемией и замораживанием мировой активности девальвацию экономика страны почти преодолела, но внешний контур преподносит новые сюрпризы: лавинообразный рост стоимости сырья и беспрецедентный глобальный индекс цен на продовольствие — за год он прибавил 18,5 процента. И если на мировые тренды Беларусь не может повлиять, то удерживать инфляцию в приемлемых размерах инструментарий имеется. О ценовой и финансовой стабильности, возможностях ее поддержания шла речь на совместной пресс‑конференции Национального банка и Министерства антимонопольного регулирования и торговли. 

Фото  БЕЛТА

О ставке рефинансирования

Председатель Правления Национального банка Павел Каллаур заверил: запаса прочности банковской системы хватило, чтобы пережить все прошлогодние неприятности. В том числе и отток вкладов. Показатели финансовой стабильности находятся в норме. Доля проблемной задолженности в активах, подверженных кредитному риску, составляет на 1 апреля 5,2 процента при пороговом уровне 10 процентов. В этом году значительно замедлился отток валютных вкладов, а рублевые за три месяца продемонстрировали даже скромный рост на 3 процента. Правда, изменилась стратегия накопления у населения. Люди массово отдают предпочтение безотзывным депозитам на короткие сроки — до шести месяцев. 

«Надо понимать, что восстановление сберегательной способности — процесс длительный. Может сопровождаться некими сезонными колебаниями», — объяснил Павел Каллаур. И поведение людей при общей мировой нестабильности и множестве неизвестных понятна. 

Прокомментировал глава Нацбанка и повышение ставки рефинансирования до 8,5 процента. В информационном поле было много предположений и спекуляций на эту тему. «Когда сложилась сложная операционная среда и много неизвестных, трудно принимать взвешенные решения», — признался Павел Каллаур. И объяснил: он не сторонник создания «пиков», когда при росте инфляции быстро поднимается ключевая ставка. Иногда даже с опережающей динамикой. «Надо понять природу инфляции: временная она, монетарная или не монетарная, решит ли повышение ставки проблему», — мотивировал позицию Национального банка Павел Каллаур. Поэтому и не торопились с повышением ставки: ждали статистики по первому кварталу, чтобы оценить ситуацию и в Беларуси, и на внешнем контуре, понять — рост мировых цен на сырье, продукты питания — очередной этап волатильности или тренд. Исходя из всех полученных данных, в целях снижения инфляционных ожиданий и рисков было принято решение о повышении ключевой ставки. 

Рост в пределах справедливости

Высокий уровень инфляции в этом году — отклонение от запрограммированной нормы, убежден Павел Каллаур. И рано или поздно страна вернется к цели в среднесрочном периоде — уровень инфляции в пределах 5 процентов. За первые три месяца она сложилась на уровне 8,5 процента в годовом исчислении. Такая динамика произошла в том числе на фоне взрывного роста по некоторым импортным позициям. 

Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович объяснил: около половины товаров на потребительском рынке относятся к категории критического импорта. Либо не производятся в стране вообще, либо выпускаются в количествах, не способных удовлетворить спрос. Поэтому стремительный рост котировок на продовольствие на мировом рынке не мог не сказаться на белорусских трендах. 

Глава МАРТ понимает, что введение ценового регулирования — мера неоднозначная, но она применяется и в европейских странах, и в Китае, и во многих других государствах. К тому же, пообещал Владимир Колтович, эта мера временная. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter