Потенциальная аудитория инклюзивного туризма - 26% населения

Инклюзивный — значит доступный

Потенциальная аудитория инклюзивного туризма - 26% населения
Отправиться на экскурсию всей семьей. Что может быть проще? Только не для людей с инвалидностью. В нашей стране таковых около 550 тысяч. Инвалиды–«колясочники», слабослышащие, незрячие, пациенты с аутизмом или ДЦП... Единицы туркомпаний готовы с ними работать. Между тем в мире инклюзивный туризм (иными словами, доступный для всех) постепенно отвоевывает все большую долю рынка туруслуг. Сейчас, по разным оценкам, она составляет от 8 до 11 процентов. А к 2020 году может увеличиться вдвое.

В Австралии, например, где около 20 процентов населения имеют инвалидность, примерно 88 процентов из них — это активно путешествующие люди: они совершают в год около 8,2 млн турпоездок с ночлегом. Общие расходы на безбарьерный туризм там составляют 8 млрд долларов в год. С этими цифрами познакомила Наталья Борисенко–Клепач, преподаватель кафедры международного туризма факультета международных отношений БГУ. При этом термин «безбарьерный» подразумевает не просто наличие удобных пандусов, скатов, подъемников. Как показал опрос, проведенный в Евросоюзе, первостепенной причиной, которая вынуждает людей оставаться дома, является банальное отсутствие информации о доступных для них услугах. К слову, в ЕС, где сегодня проживают около 127 млн людей с инвалидностью и пожилых, спрос на инклюзивный туризм превышает предложение на 28 процентов. Хорошо если каждый десятый поставщик туруслуг предлагает доступные для всех варианты...

Для нашего же турбизнеса работа в этом сегменте — синоним большого напряжения. Основные причины: дискомфорт в общении, стеснение, незнание того, какие услуги можно предложить, отмечает Людмила Скрадаль, руководитель программы «Мивия», автор лекции «Дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании» в Институте туризма Белорусского государственного университета физической культуры. Хотя, по ее мнению, сегодня в стране достаточно ресурсов. Существуют же приемы проведения экскурсий для слабослышащих даже без сурдопереводчика. С незрячими можно работать, используя элементы аудиодискрипции, которая раньше применялась для описания немых сцен в кинофильмах. И как минимум 3 экскурсовода умеют обслуживать такую категорию туристов. Еще можно использовать тактильные средства: исследовать скульптуры, малые архитектурные формы, памятные доски. Есть в Минске и переносные тактильные макеты Ратуши, концертного зала «Верхний город» и площади Независимости. Общественной организацией «Дети. Аутизм. Родители» совместно с экспертами программы «Мивия» разработана методика проведения экскурсий для детей с аутизмом. Кроме этого, создан уникальный тренинг «Познай клиента с инвалидностью», включающий практические задания, которые позволяют погрузиться в мир без звуков, красок, возможности ходить... В результате специалисты начинают понимать, что действительно важно при организации безбарьерного тура, а что второстепенно. Вот, например, Людмила Скрадаль задала вопрос участникам недавнего семинара «Инклюзивный туризм — новый сегмент туристического рынка»: «Как организовать питание незрячих людей?» В ответ слышно: «Как и всех остальных». А ведь даже чашка горячего чая может быть не к месту. Чтобы не обжечься или не разлить чай, незрячий, возможно, предпочтет от него отказаться. Из таких маленьких нюансов и формируется зона комфорта для людей с особыми потребностями.

Наши турфирмы, которые уже позиционируют себя на рынке инклюзивного туризма, поднимают другие вопросы. В частности, одна из самых сложных задач при организации доступного экскурсионного тура — поиск специального транспорта. Директор турагентства Наири Эраносьян вспомнила о непростом опыте. Пару лет назад организовали поездку для детей–«колясочников» в резиденцию Деда Мороза в Беловежской пуще. Туристических автобусов с подъемником не нашли. Пришлось приглашать волонтеров — студентов–медиков кафедры физической реабилитации университета физической культуры, которые буквально на руках заносили ребят в обычный туристический автобус и обратно. Но ведь это не выход из положения...

Доступные музеи, памятники архитектуры, гостиницы, кафе, общественные туалеты... По результатам недавно проведенного «Офисом по правам людей с инвалидностью» мониторинга в Минске, они есть, пусть и немного. И условия для развития инклюзивного туризма в стране уже начали формироваться. Нет главного — цельной туристической цепочки. То, что в этом году Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, дает надежду, что с государственной поддержкой барьеров и в этом направлении станет заметно меньше и общими усилиями получится создать универсальный туристический продукт. К слову, целевая аудитория инклюзивного туризма — это еще и пенсионеры, семьи с маленькими детьми. Потенциально такие услуги могут быть интересны примерно 26 процентам населения страны.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 242 (25124). Пятница, 16 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter