Развитие предпринимательства в регионах, создание комфортной среды для развития своего дела, диалог с властью — эксперты обсудили роль малого и среднего бизнеса в экономике страны

Инициатива идет в рост

Более четверти всего ВВП страны сегодня формирует малый и средний бизнес. Для его развития у нас созданы довольно комфортные условия. Развивать свое дело можно в любой географической точке страны — и в столице, и на небольшом хуторе. На VI Всебелорусском народном собрании Президент, затрагивая тему развития бизнеса, обозначил: стране нужны инициативные люди, которые должны работать в интересах государства. На что стоит делать ставку в развитии предпринимательства, какие документы в ближайшее время появятся для улучшения делового климата, как нужно развивать бизнес в регионах — эти и другие вопросы на круглом столе, посвященном развитию предпринимательской инициативы в стране, обсудили заместитель министра экономики Сергей МИТЯНСКИЙ, член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Светлана ГОРВАЛЬ, генеральный директор бизнес‑инкубатора ЗАО «МАП ЗАО», заместитель председателя Минского областного совета по развитию предпринимательства Сергей НАЙДОВИЧ и ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» кандидат экономических наук Георгий ГРИЦ.


Светлана Горваль.

Сергей Митянский.
 
Сергей Найдович.
 
Георгий Гриц.

Весомый вклад от дела

— Какова роль предпринимательства в экономике сегодня и какой вы видите ее завтра?

С. Митянский: Малый и средний бизнес сегодня формирует более 26 процентов ВВП страны, 30 процентов валовой добавленной стоимости, 48 процентов экспорта товаров и 40 процентов экспорта услуг, обеспечивает рабочими местами треть занятых в экономике и более трети налоговых поступлений в бюджет.

Один из наших приоритетов на ближайшую пятилетку — создание стабильных, комфортных, конкурентных и предсказуемых условий для инвестирования и ведения бизнеса. Основная задача — улучшение качества регулирования предпринимательской деятельности. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) на условия ведения бизнеса должна охватить все те нормативно‑правовые акты, которыми вводятся новые обязанности, запреты, ограничения, расходы субъектов хозяйствования. Появится цифровая платформа ОРВ.

Не менее важная задача — минимизация регулирующих функций государства в экономической сфере, сокращение сроков принятия административных решений, информатизация процессов взаимодействия бизнеса и госорганов. Будут упорядочены и оптимизированы разрешительные процедуры, что обеспечит прозрачные и понятные правила их осуществления.

«Национальный индекс административной нагрузки» позволит выявить наиболее затратные административные процедуры и выработать предложения по их оптимизации с учетом международного опыта. Продолжим работу и по сокращению оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере, пересмотру порогов наказания. Делегировать отдельные регуляторные и контрольные функции госорганов саморегулируемым организациям позволит законопроект о саморегулируемых организациях. Он уже одобрен Палатой представителей в первом чтении.

Создание благоприятной регуляторной среды позволит привлекать инвесторов к развитию инструментов прямого инвестиционного финансирования субъектов МСП (венчурное финансирование, инвестиции бизнес‑ангелов, гибридное и коллективное финансирование).


С. Горваль: Сектор малого и среднего бизнеса в стране растет более высокими темпами, чем экономика в целом. Сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощены требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности. С 1 июля 2020 года начал функционировать Единый реестр лицензий, предоставляющий возможность подтвердить наличие лицензии через сеть интернет. Увеличилось количество центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства.

Для начинающих предпринимателей, которые имеют значимые и серьезные бизнес‑идеи, государство предоставляет доступные кредиты с низкой процентной ставкой и длительным сроком выплат. 

Однако, несмотря на общую положительную динамику, малый и средний бизнес имеет большой нереализованный потенциал. Активизация предпринимательской инициативы населения, снижение административных барьеров для ведения бизнеса позволит существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

С. Митянский: Позвольте, я здесь добавлю. За последние годы в стране принято немало решений для тех, кто относится к так называемым самозанятым гражданам: ремесленников, субъектов агроэкотуризма, физлиц, уплачивающих единый налог, но не зарегистрированных как ИП.

Развивая данное направление, государство преследует две цели. Во‑первых, вовлечь в экономику тех людей, кто по различным причинам не сумел найти себе рабочее место. А во‑вторых, развить, поддержать инициативность граждан в возрождении национальных традиций и промыслов посредством расширения видов ремесленной деятельности, стимулирования агроэкотуризма и сопутствующих услуг. В 2020 году, например, у нас было зарегистрировано более 91 тысячи самозанятых. Поступления в бюджет составили 8 миллионов рублей.

Надо признать, что самозанятым работать значительно проще, чем малому бизнесу. Физлица‑«единщики» не несут иных налоговых обязательств, не включаются в план выборочных проверок, имеют право, но не обязанность уплачивать взносы в ФСЗН.

Несложно сегодня стать и ремесленником. Для этого необходимо уплатить соответствующий сбор, подать заявление в налоговую по месту жительства и приобрести в течение полугода со дня постановки на налоговый учет книгу учета проверок. Перечень видов ремесленной деятельности является фактически открытым, и ремесленники могут изготавливать практически неограниченный ассортимент товаров, используя при этом новые материалы и любые ремесленные техники. Созданные условия отразились на ежегодном устойчивом росте числа ремесленников в каждом из регионов страны. Так, с 2005 года их количество выросло почти в 180 раз: с 234 до 42 073 по итогам 2020 года. Три четверти из них зарегистрировано в регионах.

Комфортная среда

— Можно сказать, что сегодня в стране созданы комфортные условия для ведения бизнеса?

С. Найдович: Можно. Причем я бы хотел здесь отметить особую роль Президента и выразить благодарность за то, что он обращает внимание на развитие предпринимательства и поддерживает многие идеи бизнес‑сообщества. В конце 2017 года прошла большая встреча Главы государства с представителями деловых кругов. Это был очень конструктивный диалог, и благодаря персональным решениям Александра ­Лукашенко удалось решить многие актуальные вопросы. К примеру, и по работе ПВТ, и по деятельности агроусадеб.

При обсуждении с предпринимателями существующих вопросов, некоторые из них говорят о том, что не слышат политической воли на тему того, что стране нужен бизнес. Я на это возражаю: Президент совершает действия, которые эту волю подтверждают. При этом есть еще некоторые моменты, которым стоит уделить отдельное внимание. В резолюции VI Всебелорусского народного собрания обозначена функция государства как партнера — укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом.

Г. Гриц: Возвращаясь к вопросу развития МСП в стране, я хотел бы расширить эту тему с точки зрения целеполагания. До 2025 года планируется увеличить ВВП в 1,2 раза, то есть в среднем на 4—5 процентов ежегодно. Но если мы хотим достойно зарабатывать, то должны ориентироваться на 100 миллиардов долларов ВВП. Это вопрос не только конкурентности нашей экономики, нашего государства, но и достойного уровня жизни наших граждан. Мир сегодня находится на технологическом переделе, поэтому на традиционных технологиях мы далеко не уедем. И тут роль малого и среднего предпринимательства очень велика. Да, можно ставить задачи увеличения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 33 процентов, потом до 50 процентов. И ссылаться на других. Дескать, во всех развитых странах бизнес создает рабочие места, его доля достигает 60 и более процентов, и мы должны к этому стремиться.

Но для Беларуси, если мы хотим не только сохранить, но и повысить конкурентоспособность ее индустриального профиля, истина, мне кажется, не в конечных цифрах, а в том, какую роль выполняет МСП в главном целеполагании — повышении производительности труда за счет инновационных высокотехнологичных производств. Это ни в коем случае не преуменьшает роли таких сегментов, как сфера услуг, самозанятые. Но приоритет — инновации. А у нас в структуре МСП промышленность занимает всего лишь 14 процентов.

Малый и средний бизнес должен быть катализатором крупных промышленных предприятий. Эффект от такого сотрудничества получится более значимый. Ведь хорошо известно, что одно рабочее место только в машиностроении создает от 8 до 14 рабочих мест в смежных отраслях экономики с соответствующим ростом ВВП.

Инициатива на местах

— Как и за счет чего вы видите развитие инициативы, предпринимательства и конкуренции в регионах?

С. Горваль: Уровень регионального развития малого и среднего бизнеса зависит от многих факторов: выгодное географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Одной из особенностей развития малого бизнеса в регионах является неравномерность распределения субъектов хозяйствования по территории. Практически во всех областях малый бизнес примерно на 50 процентов сосредоточен в областных центрах. Есть районы с очень маленькой численностью зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Остальная часть предприятий почти равномерно распределена по областным центрам. Крайне низка плотность субъектов малого бизнеса в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство представлено в основном индивидуальными предпринимателями.

Вопрос по поводу развития предпринимательской инициативы очень сложный. На мой взгляд, человек, который решил открыть свое дело, должен обладать определенными лидерскими качествами, уметь принимать сложные управленческие решения и рисковать.


С. Митянский: Сегодня в некоторых регионах работают точечные инициативы, к реализации которых мы привлекаем международные ресурсы. Одним из ярких примеров служит проект «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», который финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития ООН (ПРООН) в партнерстве с Министерством экономики. Цель проекта — поддержка экономической инициативы, конкурентоспособности и инноваций для инклюзивного развития на местном уровне в Республике Беларусь. Так что условия государством по максимальному раскрытию потенциала в регионах создаются, было бы желание у нашего бизнес‑сообщества.

Министерство экономики прорабатывает несколько направлений по стимулированию развития регионов. Их нельзя назвать новыми. Напротив, будет предложена наработанная практика стимулирования предпринимательской активности.

Г. Гриц: В регионах малые и средние предприятия работают априори на офшорных условиях, которые определены Декретом № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Однако пока большой динамики по созданию рабочих мест, выпуску инновационной продукции не видим. Например, резиденты ПВТ могут работать и в Смолевичах, и в Лиде, и в Несвиже. Но почему‑то в большинстве своем они находятся в Минске. Сами айтишники отвечают, что причина — в отсутствии достойной инфраструктуры и условий проживания в большинстве регионов. Если раньше проблема была в коммуникации, то сегодня организовать широкополосный трафик не представляется большой проблемой. За рубежом эта проблема решается в рамках так называемого государственно‑частного партнерства. Государство или местные власти за счет своих бюджетов финансируют инфраструктуру. Но при одном условии: бизнес, в свою очередь, гарантирует, что все дальнейшие затраты по созданию конкретной бизнес‑модели — это его епархия.
«Малый и средний бизнес сегодня формирует более 26 процентов ВВП страны, 30 процентов валовой добавленной стоимости, 48 процентов экспорта товаров и 40 процентов экспорта услуг, обеспечивает рабочими местами треть занятых в экономике и более трети налоговых поступлений в бюджет».
С. Найдович: Я считаю, что прежде всего должна быть прямая заинтересованность руководителей региона в развитии деловой среды и появления различных форм предпринимательства в той или иной местности. Можно говорить о каких‑то льготах, но введение различных преференций мы проходили, и не раз. Однако надо показывать, что льготы действуют. 

Сегодня, например, льготируются только те налоги, которые в регионах платятся в местные бюджеты, а не в республиканский.

Здесь прозвучала тема совместного проекта, который финансируется ЕС и реализуется ПРООН в партнерстве с Минэкономики. Проект хороший, однако мы видим, как в свете последних событий в стране некоторые наши европейские партнеры готовы отказываться от сотрудничества по каким‑то направлениям. Почему бы нам не подумать о том, чтобы создать собственную национальную грантовую систему по поддержке деловой инициативы в регионах: для малых предприятий, предпринимателей, самозанятых — людей и компаний, которые хотят сделать что‑то полезное и интересное для своего родного государства.

konoga@sb.by

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter