Импровизация на заданную тему

На днях Минской нотной библиотеке исполнилось 50 лет...

На днях Минской нотной библиотеке исполнилось 50 лет... Здесь до сих пор помнят те первую книгу и первую пластинку, с которых все начиналось, а с читателями охотно говорят не только о новинках музыкальной литературы. В библиотечных залах время течет иначе, тут его всегда хватает — и на разговоры по душам, и на неспешное прослушивание симфоний и опер, а порой даже на собственное музыкальное творчество. За 50 лет ее книжный фонд вырос с 10 тысяч нот, партитур и пособий по теории и истории музыки до 157 тысяч изданий. Фонд пластинок хоть и поменьше — «всего» 17 тысяч, зато многих раритетов нет даже у коллекционеров, причем среди классических арий и джазовых импровизаций можно обнаружить и дебютные диски первых белорусских рок–коллективов...


Беда только, что проигрыватели, воспроизводящие все это музыкальное богатство, у библиотеки такие же «раритетные», запчастей к ним не производят уже лет 20. Недавно библиотечные сотрудники даже развесили по городу объявления с просьбой ко всем обладателям подобной техники: мол, помогите, кто может, срочно нужны иголки для проигрывателей! В наш век компьютеров и DVD странная, мягко говоря, просьба, однако Интернет с его многочисленными электронными библиотеками, среди которых нотно–музыкальных — не один десяток, и сейчас не всегда может конкурировать со скромными полками библиотечных хранилищ.


Готовясь к новому спектаклю, сюда часто заглядывают оперные исполнители, стремясь послушать, как исполняли ту или иную партию их знаменитые предшественники. Далеко не все ведь переиздавалось на дисках. Даже за звуками машин или выстрелами пушек, записанными на гибких пластинках некогда популярного журнала «Кругозор», руководители детских театров идут прямиком сюда...


— Интернет нам точно не конкурент, — утверждает директор библиотеки Анна Кункевич, нежно листая старинный клавир оперы Монюшко «Галька». На обложке клавира, обитой золотистым бархатом, затейливые металлические вензеля — вещица просто ювелирная. Не менее изящна и партитура оперы Моцарта «Дон Жуан», изданная в позапрошлом веке московским издательством, как и первая русскоязычная биография Моцарта за 1821 год... Пожелтевшие брошюрки с нотами белорусских композиторов заслуживают отдельного разговора. Дата подписания в тираж — февраль, апрель 1944–го. Москва, Ленинград... Минск еще оккупирован. На обороте брошюрок отпечатана цена — 9 копеек. Их можно было даже купить...


— Конечно, у нас есть и современные ноты всех этих произведений, — уточняет Анна Владимировна. — Но такого запаха истории там уже нет... И потом, нотные сборники в современной редакции далеко не всегда безупречны, ошибки, опечатки в сегодняшних изданиях — обычное дело...


Антикварные ноты часто показывают детям, которых так любят водить сюда педагоги музыкальных школ. Вдохнуть аромат истории, так сказать... Кстати, композитор Галина Горелова — одна из тех, чей читательский стаж в библиотеке немногим меньше возраста. Теперь она дарит библиотеке свои ноты... На торжестве по случаю юбилея Горелову ждут в числе самых дорогих гостей — отпраздновать свою солидную дату как положено, с тортом, концертом и подарками, Минская нотно–музыкальная библиотека собирается 29 апреля. А библиотекари решили весь год считать юбилейным.


— И что рассчитываете получить в подарок? — спрашиваю у них. Оказывается, запросы у сотрудников более чем скромные — надеются обзавестись всего лишь цифровым фотоаппаратом, чтобы делать памятные фото своих гостей. А гостей тут как минимум раз в месяц бывает не просто много, а очень много: если раньше библиотекари ходили по подъездам окрестных домов, приглашая публику в свои «музыкальные гостиные», теперь, чтобы обеспечить аншлаг, достаточно сдержанной афишки с датой следующего концерта в библиотечном окне. Вчера, например, здесь звучали мелодии эпохи Радзивиллов в исполнении ансамбля старинной музыки, в апреле обещали заглянуть джазмены из Белгосфилармонии... По сути, все эти концерты — подарки библиотеке от благодарных читателей. Минские меломаны давно протоптали сюда дорожку, стульев в читальном зале, который раз в месяц превращается в концертный, не хватает не первый год, и часть публики привычно толпится в библиотечном «тамбуре», наслаждаясь музыкой из широко распахнутых дверей. Однако никто не ропщет.


В 1979 году, когда библиотека обосновалась на Партизанском проспекте, переехав из двух арендованных квартир по улице Интернациональной на первый этаж типового панельного дома в промышленном районе Минска, предполагалось, что это пристанище временное и когда–нибудь у нее еще будет отдельный, достойный библиотеки дом. Но, видимо, не на пустом месте взялась поговорка о постоянстве временного... Дополнительных площадей библиотеке не хватает не только для полноценных концертов. Ее фонд пластинок, например, мог быть в разы больше, ведь теперь уже не одни минчане передают сюда свои семейные коллекции винила, утратившие для них свою актуальность. Чтобы не обидеть людей, библиотекари важно оформляют нужные документы, горячо благодарят за подарки, но оставляют только самые редкие записи. Остальное скрепя сердце выбрасывают — хранить–то негде... Бесспорно, когда–нибудь все это будет переведено в цифровой формат и проблема ломающихся патефонных иголок решится сама собой. Только и это «когда–нибудь» требует отдельных финансовых затрат... К счастью, здесь никого не раздражает, когда увлеченный читатель, отгороженный наушниками от современной суеты, вдруг начинает вслух напевать мелодии старинных арий, сбивая с ритма весь читальный зал. Обычно это становится поводом для смеха, и только. Аудитория–то в этой библиотеке особенная... Да и библиотека нерядовая. Если даже зарубежные музыканты частенько сюда заглядывают (или просят своих белорусских коллег взять для них  ноты), значит, есть здесь истинные сокровища...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter