Почему независимая Беларусь — кость в горле западной «демократии»

Им хочется огня…

Ситуация с беженцами на границе, усиление войск ­НАТО по периметру нашей страны, попытки беглых раскачать обстановку в преддверии референдума — все это одна цепь крупномасштабного плана стран коллективного Запада по эскалации ситуации в отношении Союзного государства. Сотрудничество Минска и Москвы вызывает раздражение и беспокойство оппонентов и толкает их на новые шаги. 

Недавно в Минске с белорусскими журналистами пообщался профессор МГУ им. М. В. Ломоносова политолог Андрей Манойло. Он поделился своим взглядом на ситуацию и довольно четко обозначил: в ближайшее время от нас не отстанут, это факт. Приводим самые яркие цитаты российского гостя и на экспертном уровне продолжаем разбираться в истинных мотивах нагнетания обстановки со стороны Запада. 

Запад копит деньги на второй заход 

«Что касается Беларуси, здесь важно понимать, что те, кто пытался свергнуть власть в 2020 году, они не отстанут. Слишком Беларусь свободная, независимая — как кость в горле западной «демократии». Поэтому через какое-то время, когда они проведут работу над ошибками, выработают новые технологии, проанализируют, что из тех приемов, которые они применяли в 2020-м, получилось, что не получилось, и снова заведут деньги, необходимые на ежедневную, ежечасную подпитку этих протестов. «Цветная революция» стоит дорого». 

Президентские выборы в Беларуси так или иначе сопровождались ощутимым внешним давлением. Но если в 2001 году оно ограничилось лишь громкими заявлениями и непризнанием итогов голосования, то в 2006-м уже была предпринята вполне конкретная попытка организации майдана на Октябрьской площади, где несколько дней даже простоял палаточный городок. Выборы 2010 года сопровождались уже неприкрытой агрессией, вылившейся в попытку штурма Дома Правительства. При этом вовсю использовалась информационная накачка толпы через интернет. Радикальные ресурсы поспешили раструбить фейки о падении законной власти, бегстве из страны действующего Президента, захвате власти пятой колонной.

Как видно, градус организованного внешними силами противостояния от выборов к выборам только нарастал и к ­2020-му достиг апогея. Вполне резонно будет предположить, что и в будущем попытки раскачать ситуацию в Беларуси не прекратятся. Но мы научились извлекать уроки из собственного опыта. О чем говорят и серьезные законодательные изменения последнего времени вплоть до обновления Основного Закона. Да и коллективный Запад очень явно показал, что его сигналы о потеплении отношений, готовности развивать диалог — это не более чем игра. Отвлекающий маневр перед нанесением главного удара.

Андрей Манойло

Попытка переворота, а не «цветной революции»

«Очень важно понимать, что «цветная революция» в Беларуси в 2020 году «цветной», по сути дела, не была. Это был верхушечный госпереворот, как в Венесуэле, по такой же схеме. Потому что пока внизу там происходили массовые волнения, потом массовые протесты, а потом массовые беспорядки, которые отвлекали внимание, власть пыталась найти, где центр управления этими протестами... И здесь надо понимать, что главная устойчивость власти заключается в сплоченности команды вокруг лидера, чтобы никого из них нельзя было расшатать». 

Здесь не совсем понятно, зачем отделять понятия «цветной революции» и государственного переворота. Ведь цель революции как раз и состоит в неконституционном захвате власти, а какой ценой (то ли относительно мирными маршами с букетами в руках, то ли агрессивными действиями разогретой толпы) — вопрос уже вторичный.

Если посмотреть историю «цветных революций» на постсоветском пространстве, то все они начинались по одинаковому сценарию. Проходили выборы, и проигравшая сторона заявляла об их фальсификации. После чего выводила на улицы людей с заранее заготовленными символами. То, что мирная революция может обретать общественно опасные, агрессивные черты, показали события в Кыргызстане. Украинский Майдан закрепил это знание. Ну а события в Минске в 2020 году продемонстрировали, что для архитекторов потрясений просто не существует черты, у которой они могут самостоятельно остановиться. Их можно только остановить. 

И абсолютно верно, что в Беларуси атаки извне разбились об устойчивость и решительность команды, сплотившейся вокруг сильного лидера. Плюс слаженность в работе силовиков, выход на политическое поле новых массовых конструктивных общественных инициатив, активное контрнаступление государственных СМИ.

Провокации приводят к последствиям: будет ли война с ­НАТО?

«В ближайшее время, я надеюсь, нет (войны не будет. — Прим. ред.). Потому что то, что мы сейчас наблюдаем в современном мире, — это результат полной разбалансировки систем безопасности. Те, кто позволяет себе проводить такие грубые и очень опасные, рискованные провокации в отношении Беларуси и Российской Федерации, они очень часто не отдают себе отчет, к каким последствиям это может привести. Если что-то в этих провокациях вдруг пойдет не так, на это ответят таким же симметричным силовым путем». 

Ситуацию мы можем назвать скорее предвоенной. Идет отработка возможностей спровоцировать Россию и Беларусь на конфликт, а также нащупать слабые и уязвимые места, где потенциально может быть нанесен удар. Сейчас фокус подобной проверки наших возможностей со стороны противника смещен на польско-белорусскую границу, на Донбасс и бассейн Черного моря.

Это именно проверка того, как мы будем реагировать, готовы ли решительно пресечь любые агрессивные действия в отношении нас, какими способами мы это делаем, как организовано союзное взаимодействие. Наши противники в настоящий момент совершенно не уверены в своем военном превосходстве и поэтому занимаются подобным оперативным прощупыванием.

Единственное, что их сдерживает от более серьезных действий, — наличие современного вооружения у России и взаимная готовность Беларуси и России поддерживать друг друга в рамках военно-политического союза.

Эксперимент будет продолжаться 

«Будет повторение (технологий 2020 года. — Прим. ред.), только на более качественном уровне. Хотя приемы, которые применяли в 2020-м, базовые приемы, будут точно такими же, только более просчитанными. Потому что, по сути дела, когда разворачивали вот эту антигосударственную кампанию в 2020 году, у американцев, планировавших эту операцию, были какие-то свои аналитические модели, прогнозы. Пытались просчитать ситуацию в стране, которую они не знали. Стандартную методичку использовали грамотно, но все равно… Знать нюансы не могли. Применив все эти методы, они провели, по сути дела, натурный эксперимент, рекогносцировку, разведку боем в реальных полевых условиях».

В прошлом году спланированная Западом «цветная революция» провалилась. Государственный строй Республики Беларусь проявил удивительную прочность, хотя против нас были задействованы самые изощренные методики и практики. На протяжении более чем полутора десятков лет с помощью созданных сетей НКО, финансируемых Западом, нас внимательно изучали с целью выявить слабые места белорусского государства, радикализировать общественное мнение.

И часть этой информации будет использоваться в дальнейшем, хотя, как показал прошлый год, это вовсе не гарантирует установления контроля над белорусским обществом. У нас имеется здоровый государственный стержень, пробудилось по-настоящему патриотическое гражданское общество, и этого они не смогли просчитать. 

Тем не менее успокаиваться категорически нельзя: неудача в Беларуси будет подстегивать наших оппонентов искать новые методы и пытаться их использовать.

Информационные атаки: не признать референдум и Конституцию

«Я думаю, избежать этого невозможно. Потому что атаки и операции будут обязательно. Надо просто заранее к этому готовиться и заранее все возможные комбинации, варианты просчитывать. Другого способа от этого защититься нет. Кто этим будет заниматься? Все те же, кто в 2020 году попытался сместить власть и организовать госпереворот в Беларуси силовым путем. Это будут в первую очередь операции западных разведок. Причем в 2020-м рядовыми исполнителями выступали разведки стран, граничащих с Беларусью. Литва и Польша в основном, частично Украина. Исполнители решали локальные тактические задачи. А саму архитектуру госпереворота выстраивали люди, которые сидят в Лэнгли. Их ушей видно не было, но по почерку работы… Там угадывался именно почерк американских спецслужб, это ЦРУ». 

Получить контроль над Беларусью, последним союзником России на западном направлении, — это операция стратегического уровня, и ее планирование действительно осуществляется в реальных западных центрах принятия решений, то есть в Вашингтоне и Лондоне, а страны Восточной Европы выступают операторами этих планов.

Сейчас планировщикам важно сорвать конституционный референдум, чтобы не допустить легитимации избранного Беларусью курса как внутри, так и за пределами страны. Им нужны только выгодные Западу перемены, за которые выступает радикальная оппозиция из числа беглых. Наша задача — спокойно осуществлять задуманные перемены и обновление Конституции для того, чтобы никакие попытки извне изменить наш курс и строй не имели ни малейшего шанса на успех.

Примечательно, что 12 ноября 2021 года американский Центр анализа европейской политики (CEPA) опубликовал аналитическую статью под названием «Лукашенко создал конституционную бомбу». В ней американцы попытались прописать основные критические проблемы новой Конституции. По их мнению, «вместо одного центра власти будет два: один сосредоточен вокруг нового президента, а другой — вокруг главы Всебелорусского народного собрания. Любой конфликт между ними может легко пустить под откос всю систему». 

Надо понимать, что действия беглой оппозиции носят системный и четко скоординированный характер с командованием ­НАТО. Усматривается, что на данном этапе белорусскими деструктивными силами управляют не политические технологи или представители неправительственных фондов/организаций, как это было в 2020 году, а «шефство» над ними перешло к командованию психологических операций ­НАТО. 

Очевидно, что даже в случае беспротестного проведения референдума в последующем Запад может сосредоточить свои усилия на создании конфликта в системе управления республики.

­АКЦЕНТ

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая вчера в Совете Федерации, назвал заявление Александра Лукашенко о размещении ядерного оружия предостережением Западу:


— Это заявление — очень серьезное предостережение, которое продиктовано прежде всего той безрассудной политикой, которую проводит Запад. Преследуют цель не просто конфронтацию нагнетать, а постараться спровоцировать горячие конфликты. Это возмутительная позиция, и в этом смысле, конечно, если они такими оперируют идеями — разместить ядерное оружие в Польше, в Румынии, где-то там еще совсем близко от Российской Федерации, надо тогда, наверное, на таких достаточно резких контрпримерах показывать бесперспективность подобного рода затей. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter