О предпринимательстве

Идеи — двигатель торговли

Вклад бизнеса в экономику регионов прирастает. Доля предпринимателей в формировании бюджета, к примеру, Могилевщины в прошлом году составила более 30 процентов. Местные власти ставят задачу увеличить этот показатель вдвое: в нынешнем году планируется открыть 1.000 новых коммерческих предприятий, в следующем — еще больше. Только выдержат ли фирмы–новички всевозрастающую конкуренцию, смогут ли найти для себя незанятые ниши, чем станут заниматься? И каких изменений к лучшему стоит ожидать после их появления нам — клиентам?


Cегодня в Могилевской области реализуется около 140 инвестиционных проектов. Среди них немало продвинутых производств — завод технического углерода, древесно–стружечных плит и специальных смол, завод металлоконструкций для мостов. Будет возводиться гостиничный комплекс. Однако многие инвесторы в очередной раз строят торговые центры и комплексы. Хватит ли на всех продавцов покупателей?


Впрочем, многие деловые люди делают ставку и на услуги. К примеру, могилевчанин Олег Субботин собирается регистрировать частное унитарное предприятие. Сейчас они с супругой решают, чем лучше заняться. Выяснили, что в регионе насыщен рынок частных таксистов, маршрутчиков, грузоперевозчиков, но не хватает автосервисов, ателье по ремонту и пошиву одежды, мастерских по ремонту зонтов и сумок.


Вместе с потенциальными предпринимателями к местному бизнесу присмотрелась и я. И вот что увидела. Много, например, открывается парикмахерских. Но далеко не в каждой есть то, что вы ищете. Недавно приятельнице, приехавшей в гости из Петербурга, захотелось поправить форму бровей. Наталья привыкла удалять лишние волоски не пинцетом, а при помощи липких полосок — так быстрее, аккуратнее и небольно. Однако, обойдя с десяток салонов, мы везде получили отказ. Только в одной парикмахерской, расположенной в центре Могилева, мастер согласилась сделать так, как просила клиентка. Но при условии, что полоски мы принесем с собой и не потребуем никаких гарантий.


А сборка мебели! Предложений на первый взгляд хватает — в Могилеве, Бобруйске и даже в сельской местности. Шкафы–купе, прихожие, компьютерные столы частники научились делать быстро и качественно. При этом хотя бизнесмены и рекламируют, что более сложную мебель — спальни и кухни — выполнят точно по вашему эскизу, на самом деле предложат очень ограниченное число вариантов из нескольких освоенных ими модулей. Причем все модели подсмотрены в зарубежных каталогах. А как же свое, эксклюзивное, разработанное белорусскими дизайнерами? Увы... Мебельщики, работающие по упрощенным схемам, уверяют, что и так завалены заказами. Один из них Борис Смирнов откровенно сказал мне, что сегодня ему нет смысла докупать оборудование, думать об экспорте, разрабатывать что–то новое. И так от клиентов отбоя нет. Крайне редко заказчики спрашивают что–то особенное, часто единственное требование — чтобы не хуже, чем у соседа.


Ситуация с частными строительными фирмами и вовсе удручающая. Стоит застройщику соорудить крышу более или менее сложной конфигурации, кровельщики тут же твердо заявят, что накрыть ее вообще никому не под силу. Посоветуют снести полдома, отстроить заново. А не согласен — до свидания. Дескать, к нам и так на полгода очередь.


Да, лесковского Левшу, подковавшего блоху, среди наших специалистов найти непросто. Им подавай все попримитивнее, без колоритности и архитектурной изысканности. В общем, как у всех. Одна из причин такой ситуации — острая нехватка специалистов, отсутствие конкуренции. Это и вынуждает заказчиков «есть, что дают». Но есть и другая не менее важная причина. Заведующая кафедрой психологии Могилевского государственного университета имени А.Кулешова Элина Котлярова считает, что не меньшую роль играют наши непритязательность, стереотипность, шаблонность, отсутствие стремления к творчеству, нежелание мыслить самостоятельно. Создавать что–то свое — значит учиться, совершенствоваться, много думать. А зачем? Для большинства гораздо проще все привычное, обыденное. Один привез товар из Турции или перенял у кого–то востребованную услугу — продал, получил прибыль. Другой отдал ему свои деньги и остался доволен.


Хотя ни для кого не секрет: товары белорусского производства будут охотнее раскупаться, а услуги станут более востребованными, если мы перестанем догонять и слепо копировать заграницу. Нужно предложить что–то новое, самобытное, свойственное только нашим городам и селам. Заместитель председателя комитета экономики Могилевского облисполкома Виктор Красовский констатирует: пока креативными идеями радует только крупный бизнес, мелкий и средний продолжает работать по шаблону. А ведь инновационные продукция и услуги — имидж региона. Хочется, как ни крути, разнообразия: и в том, как одеваются наши люди, и в интерьерах, и в вариантах проведения досуга. Поэтому тем, кто продает что–то китайское или турецкое, вот–вот станет тесно на местных рынках. Жизнь все равно заставит, чтобы не разориться, проявить инициативу, стать узнаваемыми. Скорее бы.


Советская Белоруссия №57 (24440). Четверг, 27 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter