Что принес уходящий год российскому и белорусскому бизнесу?

И сосед, и партнер

Россия и Беларусь всегда были друг для друга важнейшими стратегическими партнерами. В последние годы сотрудничество бизнеса в рамках Союзного государства стало еще более крепким. О том, на чем оно строится, каким будет для бизнеса наших стран 2024 год и в каких областях взаимодействие наиболее актуально, в интервью «СОЮЗу» рассказал сопредседатель Российской части Совместного Белорусско-Российского делового совета Александр Ястриб.

Производство лифтового оборудования — один из самых успешных примеров кооперации.
ПЕТР КОВАЛЕВ / ТАСС

— Александр Григорьевич, есть ли какие-то знаковые примеры взаимного сотрудничества?

— На состоявшемся в ноябре Белорусском инвестиционном форуме я был модератором секции, на которой обсуждались основные драйверы развития регионов. И мы сфокусировались вокруг перспектив развития индивидуального жилищного строительства. Строительная отрасль — одна из самых агрегирующих отраслей экономики, она создает рабочие места во многих смежных отраслях. И, как мы поняли, позволяет строить долговременные стратегии развития производства бизнесменам России и Беларуси.

— И насколько велик этот рынок?

— Жилой дом, инфраструктура, мебель — объем этого рынка оценивается в годовом исчислении в 15 — 20 триллионов рублей, если мы говорим о планах строить до 500 тысяч кв. метров индивидуальных жилых домов в год.

За последние несколько лет у бизнеса России и Беларуси стало больше возможностей увидеть друг в друге не только соседа, но и партнера. Показать друг другу, какую продукцию выпускаем, оценить взаимный спрос. И в итоге — работать вместе, так как и в производственной, и в потребительской кооперации заинтересованность стала еще больше.

— Как оцениваете уровень сотрудничества российского и белорусского бизнеса?

— Как сотрудничество с хорошей перспективой. Тем более что те же цифры товарооборота, который может в 2023 году перевалить за 50 миллиардов долларов, вполне способны быть и больше. Но товарооборот — это не только цифры, но и реальные дела. Мы, например, покупаем у белорусов продукцию химпрома, индустриальные товары, автомобильную технику, продовольственные товары, фармацевтику.

— Достаточно обширный список...

— Да, но за этими цифрами многие забывают о том, что для производства этих товаров Беларусь приобретает в России сырье, которое использует для того, чтобы произвести товары с более высокой добавленной стоимостью и реализовать их в России. Поэтому нужно говорить не о товарообороте все-таки, а об измерении производственной и потребительской кооперации, которая существует между предпринимателями Союзного государства. И очень правильно, что именно с учетом направления развития этой кооперации сегодня рассматриваются и потенциальные инвестиционные проекты, и вопросы импортозамещения, и выпуск новой, в том числе высокотехнологичной продукции.

— Есть конкретные примеры такой кооперации?

— В основе конструкции белорусских лифтов «Могилевлифтмаш» — металлические каркасы. И в целом металл играет очень серьезную роль в производственной цепочке. Этот металл покупается в России. При этом без белорусской продукции не были бы выполнены обязательства российских компаний по замене лифтового хозяйства.

— Неспроста продукция России и Беларуси конкурентна не только на рынке Союзного государства...

— У Беларуси традиционно были сильны связи с Европой. Например, Старый Свет пользовался опытом в сфере утилизации твердых бытовых отходов, технологий в ИЖС. «Белкоммунмаш» даже выигрывал тендер в Великобритании о переоборудовании дизельных автобусов в электробусы. Поэтому есть очень хороший потенциал в реализации технологий, которые Беларусь транслировала в другие страны, в части импортозамещения, но уже в России.
Мы стремимся к созданию в некотором роде краудлендинговой платформы для бизнеса
— Какие конкретно технологии могут быть интересны?

— Например, есть в Беларуси компания, которая производит оборудование по утилизации шин, а на выходе получается генерация электричества. Есть оборудование по производству пищевой продукции на базе мобильных заводов, например, сухого молока, что очень актуально для удаленных территорий России.

— А что сегодня реально мешает в работе предпринимателям России и Беларуси?

— Первая проблема в том, что в рамках Союзного государства есть разница в вопросах налогообложения, валютного контроля. Это накладывает определенные ограничения на российских и белорусских бизнесменов. Например, они не находятся на одном конкурентном уровне по сравнению с национальными участниками в рамках различных конкурсов и тендеров.

Второй вопрос — взаимное признание электронных цифровых подписей. Белорусское предприятие, например, в теории получить российскую цифровую подпись может. Но в теории! А в реальности для этого надо стать российским налогоплательщиком, то есть организовать свой филиал.

— И каковы последствия?

— Это приводит к тому, что и белорусские заказчики, и российские могут получить нужную им продукцию, по сути, только через посредников. И более того, этот посредник должен не просто перепродать, но и быть уверенным в том, что эта продукция будет востребована, потратить собственные деньги на выстраивание товарно-денежных потоков. Что, соответственно, увеличивает цену. Это основной вопрос, над решением которого и Союзному государству в целом и профильным ведомствам наших стран надо очень и очень серьезно работать.

— Что могут предложить Торгово-промышленная палата РФ и Совет бизнесменов России и Беларуси?

— Сам совет не является органом, принимающим решения. Мы собираем информацию от госинститутов, отраслевых объединений. И доносим ее до предпринимателей России и Беларуси, показываем: что работает, что — нет. Задача ТПП РФ, чьим структурным подразделением и является наш совет, и ее президента Сергея Катырина — помогать бизнесу находить точки взаимного сотрудничества.

— И какие в этой связи планы на 2024 год?

— Планируем продвигать наши интересы в области производственно-потребительской кооперации уже на постоянной основе. Будем заниматься поиском взаимных партнеров для бизнеса с возможностью привлечения банковского финансирования, инструментов поддержки экспорта/импорта. Начнем выносить проекты на экспертное, общественное обсуждение, создавая им условия для привлечения инвесторов. И это будут не глобальные проекты, а уровень малого и среднего бизнеса.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter