6 июля 1415 года по решению собора католической церкви в Констанце был сожжен на костре пражский проповедник Ян Гус

Гусомания

6 июля 1415 года в Констанце был сожжен на костре пражский проповедник Ян Гус
Месяц над резиденцией президента Чехии развевался гуситский флаг. Так страна чествовала своего национального героя Яна Гуса, сожженного 600 лет назад в немецкой Констанце по приговору церковного суда. Пепел Гуса по–прежнему стучит в чешское сердце, хотя я все–таки не могу понять, почему торжества нужно устраивать именно в годовщину сожжения (а не в день рождения или любой другой, более оптимистичный, день). Трагический ведь день, совсем непраздничный. Но в Чехии — красный, выходной. Кстати, первым гуситский флаг в Пражском граде вывесил первый же президент Чехословакии Томаш Масарик. Жест этот случился в 1925 году, вызвал протесты в самой Чехословакии и привел к осложнению в отношениях с Ватиканом. Уладить их смогли лишь после нескольких лет нелегких переговоров. Сегодня ситуации иная: Папа Римский Франциск призвал рассматривать исторические вопросы в современной перспективе, а смерть Яна Гуса назвал трагической. Извиняется — поняли чехи. До него это сделал (еще в 1999 году) Папа Иоанн Павел II, занесший Гуса в ряды церковных реформаторов. Но официально католическая церковь Гуса не реабилитировала до сих пор. Зато в Чехии есть церковь гуситская.


В Чехии Гуса почитают как революционера, что в некотором смысле правда: устои (церковные) он подрывал, хотя сам думал, что лишь борется с зажравшимся духовенством (но мы–то сейчас знаем, что борьба с коррупцией вполне может привести к революции). Он считал, что «каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью». И сам был именно таким христианином — искал. И не побоялся взойти на костер за свои убеждения. Уже там, на костре, глядя на благочестивую старушку, которая несла вязанку хвороста, чтобы огонь, на котором сжигают еретика, горел ярче, сказал: «О святая простота!»

Чешский язык, который мы знаем сегодня (я — в процессе изучения и не перестаю с удовольствием улавливать сходство с белорусским), многим обязан Яну Гусу, который, как и многие другие чешские священники того времени, проповедовал не на латыни, а именно на чешском: так понятнее и ближе народу. «Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим», — говорил Гус.

«В наше непростое время столкновения цивилизаций и культур важно осознавать, где находятся корни и основа нашей идентичности и цивилизации», — говорит министр культуры Чехии Даниэль Херман. Открывая отреставрированный памятник Яну Гусу (его установили 100 лет назад) в самом сердце Праги, на Староместской площади, премьер–министр Богуслав Соботка называет Яна Гуса честным и храбрым человеком, «значительно повлиявшим на характер и будущее чешского народа». Ян Гус, его церковные реформы, гуситские войны — основная причина того, почему чехи в большинстве своем как минимум к религии равнодушны, как максимум — атеисты. Такова сила воздействия одного сильного духом человека на всю нацию.


Памятник Яну Гусу в Праге

Когда я делала интервью для проекта «Без железного занавеса» с руководителем предприятия, выпускающего турбины для малых электростанций (они установлены в том числе и на белорусских ГЭС), Яном Шипом, он, рассуждая о национальном характере чехов, сказал так: «Ян Гус был первым, еще в XV веке, кто критиковал Ватикан. Его сожгли. А Лютера уже не сожгли. Иржи из Подебрад был первым королем, который озвучил первые принципы Евросоюза». Я слушала его, открыв рот от изумления: что мы знаем о чешской истории и — еще интереснее — о том, как ее (а через нее и себя) воспринимают чехи? А чехи гордятся быть первыми: «У нас в Праге уже Карлов мост стоял, а никакой Америки еще и в помине не было», — говорит Ян Шип, оговариваясь, что «не хочет выглядеть националистом». Когда я говорила с другими чехами о национальном характере и Швейке как стереотипе чеха для всех, кто читал книгу, мне отвечали, что Швейк — это, конечно, чешская правда. Но только часть ее: «Мы — народ Гуса, Жижки, Коменского и Швейка», — сказал руководитель Коммунистической партии Чехии и Моравии Войтех Филип. Гус — это точка отсчета, если вы хотите понять национальный характер. А потому охватившая сейчас Чехию настоящая гусомания (многочисленные выставки и памятные мероприятия) вполне понятна.

Накануне 600–летия сожжения Яна Гуса на костре в пражской церкви Богоматери–пред–Тыном прошла экуменическая поминальная служба, на которой реформатора, мученика и одного из главных героев чешской нации впервые в истории поминали представители сразу нескольких христианских церквей (в том числе гуситской). Мог ли Ян Гус, который, как утверждают, чуть ли не стоя на костре предсказал появление через 100 лет следующего великого реформатора (считается, что он имел в виду Мартина Лютера, которого, как напомнил Ян Шип, «уже не сожгли»), представить себе такое единение?

...На самом деле человечество знает немало людей, которые не побоялись умереть за свои убеждения. Но восхищается каждым из них.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 130 (24760). Суббота, 11 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter