19 ноября — в народном календаре Варлаам–ледостав

Графика зимы

В конце ноября на смену необыкновенно яркой осенней палитре приходит выразительная графика, начертанная оголенными ветвями деревьев в прозрачном и уже слегка морозном пространстве. И если 19 ноября — в народном календаре Варлаам–ледостав — с утра пойдет снег, то и вся зима будет снежная. 21 ноября, Михайлов день, тоже часто бывает с холодными ветрами, а то и с настоящими заморозками. Кстати, народная метеорология установила определенную связь между Михайловым днем и «Мiколай–зiмовым» (19 декабря): если первый («Мiхайла») принесет небольшие заморозки, то второй («Мiкола») — оттепель. Так и говорили: «Мiхайла марозам сцiсне, а Мiкола адпусцiць». А в новом году — «калi Мiхайла ў снягу, то i Пасха будзе са снегам». Иней на деревьях в этот день предсказывал «вялiкiя снегi», туман по утру — оттепель. По народным представлениям, иней вообще считался знаком будущего достатка и большого урожая. Говорили также, что «каля Мiхала» медведь в берлоге уже видит первые сны.


Накануне Михайлова дня на юго–восточных территориях Беларуси непременно поминали «радзiцеляў». Поминальная «вячэра» была скромнее, чем на «асянiны», но на стол выставлялось все из имевшихся на зиму запасов, что должно было свидетельствовать о достатке в доме и тем самым радовать «продкаў».

Перед самым наступлением морозов хозяева в очередной раз обходили свои закрома, чтобы убедиться, что там все в порядке. Особенно радовала полная «клець» («кладоўка, камора»), служившая для хранения зерновых, продуктов и других необходимых семье вещей. В клети у стены отгораживалось место («засекi») для хранения зерна, рядом ставили бочки или короба из соломы с зерном, мукой, семенами льна, прочими сыпучими продуктами. Здесь же — «кубельцы» с салом и бочки с квасом: его у нас делали мастерски на заготовленном еще по весне «бярозавiку» с добавлением сушеных груш, яблок, слив и меда. На «бэльках» подвешивались приготовленные по особым традиционным рецептам колбасы, шинки, полендвицы, кумпяки. Находилось место и для «куфэркаў» с полотном, «посцiлкамi» и прочим тканым богатством. Короче, «як поўна камора — то няма гора».

Любопытна народная мифология, связанная с хранением припасов и вообще достатком семьи. Своеобразную помощь в том хозяевам оказывал клетник — персонаж, похожий на домового по своим функциям. Но в отличие от домового клетник сам по себе не появлялся и в доме не жил. Его надо было создать самим, причем крайне необычным способом. Рецепт предлагался следующий. Семилетний и обязательно черный петух должен снести (!) яйцо, причем необычной формы — похожее на раковину слизня. Это яйцо надо исхитриться носить под мышкой ровно три года неповрежденным, после чего вылупится «маленькае змеяня». Змееныша требовалось бережно «даглядаць», холить и лелеять — до тех пор, пока у него не вырастут настоящие крылья. Это и будет клетник. Внешне он похож на огромного ужа, только очень красивого, сверкающего золотом и оттого горящего «як агонь». Когда же у клетника окрепнут крылья, он начнет летать, разыскивать по всему свету спрятанные «скарбы» и приносить их своим «гаспадарам» в благодарность за «добры догляд». Недаром про внезапно разбогатевших или ставших удивительно удачливыми людей говорили: «Ды iм сам змей грошы носiць». Клетник мог принимать облик человека, причем тоже очень красивого и умеющего летать. В целом же клетник больше схож со змеем в интерпретации традиционной народной культуры Востока, он так же может быть добрым и агрессивным, добытчиком и защитником. И одна из главных мудростей, присущая многим народам, гласит: чтобы избавиться от змея, нужно иметь... своего собственного. Видимо, поэтому во время народных празднеств и карнавалов так много масок и костюмов разных чудищ. Люди защищаются от злых сил, показывая им: у нас уже есть свой «змей», место занято. Долгое время, увидев пролетающую по небу комету, наши предки говорили: «Вунь змей праляцеў».

22 ноября — день Матрены–зимней. Если выпадет иней — это к морозам, опустится туман — к оттепели. В народе Матрену считали официальным временем начала зимней стужи.

Советская Белоруссия № 220 (24850). Пятница, 13 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter