Почему Запад не желает возвращать исторические ценности законным владельцам

Грабеж длиной в столетия

Если бы могли, растащили все: как Запад веками обкрадывал многие государства и до сих пор не желает возвращать исторические ценности их владельцам

В конце ноября между Великобританией и Грецией разразился дипломатический скандал с корнями, уходящими глубоко в колониальную эпоху. Греческий премьер Кириакос Мицотакис прибыл на Туманный Альбион для встречи с британским коллегой Риши Сунаком. В интервью на BBC ведущая спросила политика о судьбе античных скульптур, которые были вывезены в начале позапрошлого века из Парфенона известным расхитителем древностей и по совместительству послом королевского двора в Стамбуле лордом Элгином. Мицотакис ответил, что хранить часть собрания в Лондоне, а часть в Афинах это все равно «как если бы французы разрезали Мону Лизу пополам». Намек в условиях антиколониальных тенденций современности вполне прозрачный: украденные в 1801 году мраморные статуи надо вернуть на родину. Однако на Даунинг‑стрит смертельно обиделись…

Мрамор раздора

Источники The Telegraph сообщили изданию, что премьер Сунак лично отменил встречу с греческим коллегой, заявив, что якобы ранее стороны договорились не поднимать вопрос статуй Элгина на встрече, а Мицотакис нарушил данное обещание. В итоге на переговоры Сунак решил отправить своего заместителя, однако уже греческая сторона отказалась от саммита. Разочарованный премьер Греции покинул негостеприимные берега Темзы.
Спору между Афинами и Лондоном о прекрасных античных статуях уже много лет. Еще в 1801 году упомянутый выше лорд Элгин получил у визиря турецкого султана разрешение на раскопки в афинском Акрополе и вывоз оттуда всех найденных ценностей.

 Блистательная Порта особого интереса к античным развалинам, к этому времени находившимся под турецкой пятой уже 350 лет, не проявляла, и фирман был получен без особых проволочек. Тем более что после поражения Наполеона в Египте и падения уровня влияния Франции в регионе Османская империя находилась не в лучшем положении и попала под влияние британцев.

Впрочем, у историков есть и другая версия событий. Она строится на том, что оригинал разрешения не сохранился, а к содержанию копии есть вопросы. Так, например, не вполне ясно, визирь изначально был согласен на разграбление Акрополя или же дозволение давалось лишь на зарисовку и археологические работы, а вывоз ценностей одобрили уже по факту в 1802 году.

Вороватый лорд

Однако что бы ни было написано в фирмане, как только лорд Элгин с несколькими коллегами‑расхитителями оказался на земле древней Аттики, он развил бурную деятельность. Применяя пилы, подъемники, 50 местных рабочих сняли 12 скульптур с фронтонов, 15 метоп (квадратных плит с рельефом), 56 фрагментов фриза с изображением «Панафинейского шествия» и множество других древностей. Работа велась в спешке и варварски — так, одну из статуй‑кариатид портика Эрехтейона осквернители античного святилища вырезали и заменили каменной подпоркой.
До Британии полная коллекция лорда‑грабителя добралась только в 1807 году. Часть похищенного пришлось доставать с морского дна после крушения одного из транспортных кораблей, да и сам аристократ с замашками разбойника до 1806 года сидел во французской тюрьме после опрометчивой попытки пройти через имперскую территорию.
Впрочем, на родине ему пришлось пережить еще одно приключение — коллекционеры из других уважаемых фамилий и коллеги‑охотники за чужими сокровищами стали сомневаться в том, что лорд Элгин привез действительно древности: к тому времени в частных собраниях было достаточно статуй римского периода, часто посредственного качества, и владельцы коллекций не хотели признавать, что собирали не вполне те «древности».


Легендарный поэт Озерной школы лорд Байрон в поэме «Паломничество Чайльд‑Гарольда» язвительно прошелся по главному действующему лицу эпопеи со статуями, назвав того «вором Элгином». Впрочем, будущим героем борьбы греков за независимость двигала не жажда справедливости, а желание понравиться членам археологического «Общества дилетантов», в которое он желал вступить.

Как только лорд Элгин заикнулся о том, что хочет передать коллекцию Британскому музею, дела пошли на лад. Суд признал его правоту и, более того, признал спасителем античных ценностей. Греки же, едва получив в 1830 году независимость, попытались вернуть статуи, однако из этого ничего не вышло ни в XIX веке, ни в XX. А в 1963 году британцы сознательно отрезали будущим поколениям даже шанс восстановить справедливость — в законе о Британском музее сказано, что попечители могут отдать или продать предметы из коллекции, только если они созданы после 1850 года, сильно испорчены или же есть дубликаты в лучшем состоянии. Античные скульптуры ни под один критерий не попадают. Конечно, будь на то политическая воля, выход можно было бы найти. Например, изменить законодательство или хотя бы передавать древности грекам на время для экспозиций. Но судя по реакции премьера Сунака, такой ход даже не рассматривается.

Прецеденты возвращения ценностей из разграбленного Парфенона есть. В 2006 году университет немецкого Гейдельберга передал небольшой фрагмент мраморного барельефа. А в прошлом году с Сицилии в Грецию перевезли изображение боя людей с кентаврами.

Британские лейбористы во главе с Киром Стармером немедленно использовали ситуацию в свою пользу. Стармер назвал реакцию нынешнего главы правительства жалкой, а один из его коллег заявил BBC: «Вступление в драку с союзником по НАТО ради заголовка показывает, насколько слаб Риши Сунак. Он должен был говорить об экономике, иммиграции, Ближнем Востоке — это то, чего страна ожидает от лидера, но Риши Сунак не лидер». Впрочем, если на следующих выборах лейбористы одержат верх, не стоит ожидать немедленного возвращения античных произведений искусства в Грецию: британцы — известные мастера демагогии и игры лживыми обещаниями.

Разорение Египта

Не только у греков накопились свои претензии к европейским колонизаторам. Египет, подвергшийся еще более страшному разграблению, готов выложить претензии к британцам и французам, которые то совместно, то по очереди растаскивали наследие фараонов.

Еще осенью прошлого года, перед так и не состоявшимся официальным открытием Большого египетского музея в Гизе, археолог и экс‑министр по делам древностей Зхаи Хавасс заявил, что намерен вернуть в страну и выставить в экспозиции нового музея три величайшие украденные реликвии: Розеттский камень, бюст Нефертити и Дендерский зодиак. Первый наполеоновские солдаты украли во время египетской кампании завоевателя, а затем в качестве дипломатического жеста передали в Британию; второй в 1912 году вывезли из Египта немецкие археологи; третий изъяли с потолка храма Хатхор в Дендере по приказу французских чиновников в 1820‑м и передали в Лувр.
 
История египетских древностей наглядно показывает варварское отношение Запада к культуре других народов и отсутствие понимания, насколько развитой была на самом деле держава фараонов. Так, на Розеттском камне после передачи англичанам выбили надписи «Захвачено в Египте британской армией в 1801 году» и «Передано в дар королем Георгом III», что по всем канонам археологической науки является вандализмом высшего уровня. Аналогичная ситуация произошла и с Дендерским зодиаком, уникальной картой звездного неба, созданной около 50 года до нашей эры, которую французы в процессе перевозки уронили в Нил, а когда артефакт извлекли из воды, оказалось, что он утратил бело‑голубую окраску и стал светло‑коричневым.


Для колонизаторов наследие чужих культур было лишь забавными диковинками, и в барельефах античной Эллады, артефактах Древнего Египта и древностях Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии или Африки они видели только любопытный образчик дикарского мастерства.

Доходит до смешного: масайский браслет оркатор из коллекции Питта Риверса в Британском музее был атрибутирован только в 2019 году делегацией из Кении, а до этого европейцы даже не задумывались над культурным смыслом и значением для аборигенов этой вещи. С браслетом, весьма вероятно, связана грязная история. Дело в том, что по традициям племени он передается от отца к сыну и ни в коем случае не должен попадать к третьим лицам. Однако в музейной базе значится, что его внес в коллекцию колониальный правитель Британии в Восточной Африке Альфред Клод Холлис, известный своими ограблениями местных деревень. Еще в 2017 году масайский специалист Самвел Нангирия обнаружил, что большинство переданных Холлисом артефактов неправильно маркированы и, вероятно, были украдены или взяты под принуждением. Кроме уже упомянутого оркатора, например, в загребущие руки охотника за диковинками попал священный барабан нгадзи.

Прилежные ученики

Давно замечено: с кем поведешься, от того и наберешься. Совсем недавно мы стали свидетелями того, что Украина достаточно набралась от Запада. 22 ноября украинский минкульт заявил, что договорился с Нидерландами о перевозке в Киев 2500 килограммов культурных ценностей, большей частью из золота, изготовленных скифскими племенами, населявшими Причерноморье.

В начале 2014 года объединенная коллекция из четырех музеев полуострова, тогда еще находившегося в составе Украины, отправилась в Амстердам. Затем в Киеве произошел вооруженный переворот, а крымчане решили вернуться в родную гавань. Однако голландский суд почти 10 лет не соглашался признать выбор жителей Крыма и отдать обратно скифское золото. Но в канун 10‑й годовщины событий принял решение передать ценности режиму Зеленского. В конце ноября украденный у России желтый металл доставили в музей на территории отобранной у верующих Киево‑Печерской лавры.

Что интересно, обратный процесс в Украине тоже идет, и пока она ворует принадлежащие России культурные ценности, ее саму нещадно грабят. Причем на Запад уходят артефакты, которые имеют не только историческое, но и огромное духовное значение.
Речь о мощах святых, которые, по информации Службы внешней разведки России, с лета вывозят из Киево‑Печерской лавры в музеи Франции, Италии, Германии и Ватикана в рамках соглашения, заключенного между Киевом и ЮНЕСКО. Именно поэтому, а не из‑за «проверки сохранности культурных ценностей» и был закрыт доступ к ракам.


Одним из методов покорения народа на Западе давно считают ликвидацию самобытной местной культуры и замену ее своей. Это позволяет за несколько поколений поставить на поток «производство» Иванов, родства не помнящих, которые будут послушно выполнять приказы извне, радостно продавая остатки исторического наследия. Поэтому в борьбе с неоколониализмом очень важен аспект культурного сопротивления и репатриации украденных ценностей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter