Каким был Минск в XIX веке

Город на семи холмах

Замечали ли вы, как круто спускается трасса проспекта Независимости вниз от Октябрьской площади к цирку? Если задуматься, то фантазия нарисует это место горой. Что на самом деле и было. Даже название известно — Юровская. Никакой старожил его не вспомнит. Но внимательно вчитавшись в мемуары минчан XIX века, мы установили точные адреса нескольких забытых достопримечательностей того времени. И выяснили, что не только Рим стоял на семи холмах, но, как оказывается, и Минск тоже.


Минск. 1863 год. Самый старый снимок города.

Минск. 1863 год. Самый старый снимок города.


Вид того же района в наши дни

Вид того же района в наши дни


Гору мы нашли случайно, изучая план Минска 1790 года. На нем отлично видно, что там, где сейчас стоит Дворец культуры профсоюзов, находилась возвышенность, а на ней церковь Святого Юрия (так называли в Белоруссии Георгия).


Еще до войны район современной Октябрьской площади пересекала улица Юровская. От ее застройки остался всего один дом по адресу проспект Независимости, 27а, хотя стоит он вовсе не на магистрали, а глубоко во дворе. Между прочим, ему уже лет сто будет.

Юровская гора на плане Минска 1790 года...

Юровская гора на плане Минска 1790 года...


... и современный вид отсюда  в сторону площади Победы.

... и современный вид отсюда  в сторону площади Победы.



А древнее кладбище еще в XIX веке, по воспоминаниям старожилки Зофьи Ковалевской (этнографа и литератора, жившей в 1853 — 1918 годах), было «уничтожено и отдано под застройку». От него оставались лишь деревья, которые «представляли собой что–то вроде парка».


Ковалевская оставила в мемуарах не одну неразрешенную загадку. Она упоминает о некоей Волчьей горе, которая находилась то ли перед, то ли за Кальварийским кладбищем. Почти сказочное название, очевидно, связано с очень древними временами — может, даже дохристианскими. Но где здесь хотя бы один холм, кроме собственно Кальварии? Вот в чем вопрос. Если только не считать этой горой Юбилейную площадь — она и вправду приподнята над окрестностями.


Наш гид из прошлого Ковалевская рассказывает о еще одном объекте, который сегодня трудно отыскать на карте города. Это памятник Святого Винцента на Койдановском тракте. Писательница уточняет: «Тот старый памятник после 1863 года был заменен на православный монумент».


Койдановский тракт начинался от улицы Койдановской, нынешней Революционной. Старинный тракт — теперешняя улица Мясникова, переходящая в Московскую, Чкалова, вплоть до аэропорта «Минск–1». Где конкретно стоял Святой Винцент, из чего был изваян и по какому поводу, увы, нет никаких свидетельств. Также трудно предположить, о каком «монументе» говорит мемуаристка. Известно, что на нынешней площади Мясникова уже в 1890 году стояла православная часовня. Но можно ли представить, чтобы небольшую церквушку «перестраивали» из статуи?


Когда в 1920 году польские войска временно захватили Минск, то 18 — 20 сентября сюда совершил визит Юзеф Пилсудский. Об этом сохранились воспоминания православного священника Антония Царенкова: «Высокий гость направился на Троицкую гору, задержался на несколько минут под могучим дубом, погладил ствол. Под этим дубом останавливались все польские короли во время посещения Минска».


Мы можем только гадать, где именно на горе, которая ныне именуется площадью Парижской Коммуны, а на ней возвышается оперный театр, рос дуб. По преданию, король Ягайло в начале XV века основал здесь первый в Минске костел. До этого город был исключительно православный.


Храм освятили в честь Святой Троицы — отсюда и название целого района: Троицкое предместье.


Многие экскурсоводы и даже историки возмутятся, но мы рискнем подвергнуть сомнению один якобы бесспорный факт. Была ли в Минске река Немига? Ведь улица с таким названием появилась на карте лишь в 1970–е, когда старинную застройку этого квартала уже снесли. А исконное ее название — Немигская. Что оно обозначает? Задачка для историков непростая.

Во время ливней улицу Немигу регулярно затапливает и она становится похожа на реку.

Во время ливней улицу Немигу регулярно затапливает и она становится похожа на реку.


Мы знаем, что впервые Минск упомянут в летописи в 1067 году в связи с битвой у Немиги или Немизы. Однако что это — город (такой, кстати, известен также в XIV веке) или река, и где он стоял или она протекала? Нет никаких точных данных. Но есть улица с созвучным именем. Притянули ее к летописному свидетельству краеведы, публицисты еще в XIX веке. Вероятно, они просто придумали реку, которая будто бы текла посередине улицы Немигской.


Что дало повод для привлекательной версии? А то, что весной, когда на окрестных холмах таял снег, потоки воды по низинной местности, где петляла, а ныне широко разлеглась городская трасса, стекались в Свислочь. Так возникла иллюзия, будто «воскресает» здесь летописная река.


К слову, и сейчас в сильные ливни Немига становится полноводной. Но река ли? Нет. Просто улица заливается водой, которая долго стоит. А чтобы развеять последнюю иллюзию, добавим, что, как выяснил знаток Минска Ростислав Боровой, ни на одной из известных схем города конца XVIII — первой половины XIX века в районе нынешней улицы Немиги не просматривается ни русла реки, ни даже ручейка! Притом что картографы того времени были весьма дотошны.


В мае этого года студент исторического факультета БГУ Роман Урбанович обнаружил на улице Белорусской надгробие некоей А.Буниной, умершей 28 июня 1931 года. Судя по надписи на памятнике по–русски и на иврите, он — с еврейского кладбища. Но с какого, так до сих пор никто не выяснил. Нет в этом районе никаких массовых захоронений. А ведь были — совсем рядом.


Еще в начале ХХ века на картах отмечали два «бывших еврейских кладбища»: по левую сторону нынешней улицы Ленинградской, если идти от Бобруйской до Свердлова (теперь здесь все плотно застроено зданиями БГУ 1930–х — 2000–х и жилыми, административными домами начала ХХ века), и на месте стадиона «Динамо». Невероятно, что еще сто лет назад в этом районе покоились наши предки — минчане. И грустно, что о них ничего никому не напоминает.


Стремительно меняется город, — кажется нам, нынешним его жителям. Но так было всегда. Даже в конце XIX cтолетия люди уже не помнили, как выглядели городские окраины полвека назад. Те окраины сейчас — самый центр.


Время летит, горы сносит — Волчью, Юровскую, Троицкую... К счастью, угадать силуэт Минска XIX века, прогуливаясь по современным улицам, еще можно. Взгляните на первый известный снимок Минска, сделанный в 1863 году. Он перед вами: панорама исторического центра со стороны современной гостиницы «Беларусь». На переднем плане — Троицкое предместье: не «игрушечное», какое мы видим сейчас, а самое настоящее. Некоторые храмы, монастыри, запечатленные неизвестным мастером, стоят по сей день. По ним, этим точкам, мы соединяем эпохи — только так можно возродить преемственность с минчанами, жившими в далекие от нас века.


vk@sb.by.


Антон РУДАК.


Советская Белоруссия №194 (24575). Пятница, 10 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter