Мир на пороге третьей мировой войны

Глобальные вызовы и судьба человека

Сейчас много говорят о том, что мир на пороге войны
lepeshko.pngМаленькому человеку всегда было непросто, но сегодня он вообще теряется под давлением геополитических монстров и безжалостно–внешнего хода развития истории. Вот США вместе с союзниками бомбят Сирию, иные соседние страны. Вот в Украине начинаются непростые эксгумационные раскопки, связанные с убийством все тех же маленьких и ни в чем не повинных людей, но везде — противостояние огромных машин (административных, военных, экономических, иных) и простого человека. Он, этот простой человек, по большому счету, согласен на все что угодно, лишь бы его не трогали: согласен на ту или иную систему власти, согласен на передел собственности, на господство идеологии разного уровня и качества — лишь бы его не убивали. Он, маленький человек, готов убедить сам себя, что белое может быть черным, что низ оказывается верхом и что вообще он понимает лишь то, что ему втолковывают, а не то, что думает сам, он не готов лишь к одному: чтобы лишали жизни его лично и его детей.

Вот нынче много говорят о том, что мир накануне войны. Кто–то вообще считает, что третья мировая уже идет и количество жертв измеряется десятками тысяч. И в этом контексте пугает лейтмотив многих публичных выступлений: чтобы с тобой считались, надо быть сильным и готовым к войне. Чтобы выжить, надо формировать соответствующее «военное» мировоззрение общества. Чтобы отомстить, надо успеть нажать собственную ядерную кнопку, чтобы проклятый агрессор почувствовал то же самое, что можем почувствовать мы, легко и возвышенно превращаясь в ядерный пепел. А у маленького человека спросили, хочет он превращаться в ядерный пепел или нет? Видимо, предполагается, что, как подлинный патриот, маленький человек предпочитает умереть, но исполнить глобалистские призывы к гегемонии того или иного рода. Высшие интересы на то и высшие, чтобы не считаться с интересами конкретного субъекта. Надо полагать, маленькому человеку уготована участь все того же «мяса», «массы», чье персональное существование имеет смысл в очень узких пределах, обозначенных господствующей идеологией. Но маленькому человеку разве не все равно, во имя чего превращаться в атомы, которые поют песнь победе, как писал Я.Гашек, — во имя демократии, расширения национальных границ, становления империи или чего–то еще? Предполагаю, что все равно, и справедливо все равно.

vizovi.png


Сегодня достаточно много говорят о Первой мировой войне, и по понятным причинам: все же 100 лет минуло с ее начала. Причем утверждается, что это «забытая война». Более того, принимаются меры для того, чтобы она, эта война, перешла в разряд известных. А если задуматься — что, Первую мировую войну забыли только потому, что большевики прервали цепь исторического развития и предпочли забыть про геройство георгиевских кавалеров? Да, это имело место, но разве только это? А может, маленький человек сам хотел забыть эту войну — и потому, что воевал он непонятно за чьи интересы. И потому, что его гнали фактически невооруженного на убой в чужие земли и страны. И потому, что он хотел жить, хотел пахать, а не стрелять и убивать таких же, как он, маленьких людей. Достаточно перечитать известные романы Ремарка, Гашека, чтобы понять: маленькие люди по разные стороны фронта хотели бы забыть эту войну. Да, надо отдать должное маленькому человеку, который умер, с честью выполнив свой долг. Но надо понять и тех, кто решил вогнать штык в землю: воюйте сами за свои интересы.

За последние десятилетия возникла новая ситуация по отношению людей к войне. Прагматизм и креативность и здесь сказали свое веское слово: как полагают, сила силу ломит. То есть многих охватило какое–то нервное возбуждение, связанное с тем, что хорошо бы повоевать. Жесткую линию осуществляют американцы, которые воюют тогда и там, где и когда считают это нужным. Захотелось пострелять, побросать бомбочки, почему бы это и не сделать? Их во многом поддерживают западноевропейские союзники: такое чувство, что Западная Европа, не столь давно нахлебавшаяся крови досыта, забыла вкус этой самой крови. Достаточно резкие заявления звучат и в российских СМИ. Послушаешь выступления многочисленных патриотов, и становится не по себе: большинство говорят о важности ответить ударом на удар, о том, что наши ракеты быстры и танки непробиваемы, что учения показали высокий уровень боеготовности и т.д. И не довелось услышать рассуждения о том, что хорошо бы объединиться, как в 50–е годы прошлого века, когда возникло, окрепло и получило мировое признание движение сторонников борьбы за мир. Это — очень опасная тенденция: мир психологически готовится к войне. А ведь альтернатива вооружениям, новым военным технологиям есть, не может не быть. Тогда, в середине прошлого века, докеры не пускали в порт корабли, груженные оружием. Люди писали письма признанным мировым лидерам, и ничего, письма доходили до адресата. Ученые, литераторы всех стран собирались вместе, и Жолио–Кюри сидел рядом с Пабло Нерудой, как сидели рядом англичане, индийцы, перуанцы, чехи, поляки и русские. Маленькие люди, как оказалось, обладают очень большой силой и могут остановить «железо» с помощью той белоснежной голубки, которую рисовал Пабло Пикассо. Интересно, почему столь модные ныне флэшмобы не используются маленькими людьми для того, чтобы война ушла на периферию общественного сознания и действия? Вот холодной водой облиться — это пожалуйста. А остановить кровопролитие в Украине — это уже за пределами стратегии. Как ни грустно это констатировать, дело, очевидно, в том, что запах предыдущих военных столкновений выветривается быстрее, чем мы думаем, а ген войны, не распознанный специалистами, продолжает бушевать в наших телах.

Думается, что сегодня всё или очень многое зависит именно от маленького человека. От его позиции, его понимания приоритетов. Да, мы во многом перекормлены как формализмом советских времен, когда сдавали по 10 копеек «на мир», не зная, где эти деньги проявятся, так и перестроечными лозунгами, когда все стало ненужным и неверным. Но события последних лет показывают: вновь нужны художники, рисующие новый символ борцов за мир. Нужны физики, которые докажут бессмысленность бойни с технологической точки зрения. Нужны поэты и писатели, которые будут писать и говорить не о том, кто прав, а о том, что война преступна в принципе, что нет и не может быть хороших войн. Нужны философы, которые докажут, что прав не Бисмарк, призывавший решать все острые вопросы «железом и кровью», а Махатма Ганди, говорящий о важности ненасильственного сопротивления.

Советская Белоруссия №191 (24572). Вторник, 7 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter