География знаний

Российский профессор учит студентов Брестчины

Российский профессор учит студентов Брестчины


У ПРОФЕССОРА–географа Виктора Рудского, переехавшего не так давно из России в Беларусь, насыщенная маршрутная «карта». Родился в селе Каргасок Томской области, учился в Томском университете. Начал преподавательскую деятельность там же, в Томске. Далее судьба забросила ученого в Иркутск. 13 лет отдал Алтайскому государственному университету, где прошел путь от декана географического факультета до проректора. Даже одну из своих многочисленных книг посвятил этому периоду жизни. Она так и называется: «13 лет из жизни географа». Следующие 8 лет Виктор Рудский преподавал в Смоленском гуманитарном университете. Главным достижением этого периода сам профессор считает создание в университете двух новых специальностей: «Природопользование» и «Информационные системы в географии». Был он и одним из инициаторов открытия в Смоленске кафедры экологии и природопользования.


Мы встретились с Виктором Валентиновичем уже в Беларуси, куда он переехал в прошлом году.


— Сейчас возглавляю кафедру экономической теории на факультете экономики и права Барановичского государственного университета, а в следующем году здесь заработает мой новый проект — откроется специальность «Геоэкология». До этого таких специалистов готовили лишь в Минске и Гомеле, — объяснил он.


— И все же, что вас привело в белорусский город Барановичи?


— Возможность делиться знаниями, заниматься творчеством, полевыми испытаниями, — говорит профессор Рудский. — Здесь рядом уникальные природоохранные зоны — заповедники, заказники, национальные парки, практически не исследованные в области природопользования, геоэкологии.


Приезд российского ученого в провинциальный белорусский университет — факт весьма символичный, подчеркивающий близость систем высшего образования в наших государствах, их похожесть...


— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для создания единого образовательного пространства России и Беларуси? — интересуюсь у профессора.


— А оно, я считаю, уже создано. Обе системы высшего образования вышли из одной, сформированной еще в СССР, и, хочу заметить, очень неплохой. Не думаю, что ее надобно ломать. Развивать — да. Обогащать опытом европейских университетов — также. Но не уходить от нее.


Кстати, у Виктора Рудского есть отличная возможность для сравнения — он преподавал не только в российских вузах, но и уже почти два десятка лет является приглашенным профессором университета имени Мартина Лютера в немецком городе Галле. Ежегодно читает немецким студентам лекции по географии России, а в минувшем декабре впервые знакомил их с географией России и Беларуси.


— Между нашими и европейскими студентами есть лишь одно принципиальное различие, но существенное — европейцы очень мотивированы, как это принято сейчас говорить, — делится своими наблюдениями профессор Рудский. — Они приходят за конкретными знаниями и за свои деньги намерены получить все до капельки. От объема этих знаний напрямую зависит их дальнейшее трудоустройство и карьера. В Германии я впервые увидел студентку, которая плакала оттого, что... пропустила лекцию. Для нее это была трагедия — она не услышала того, что обязательно пригодилось бы ей в работе. Нашим студентам пока этого горения не хватает. Но, уверен, и в Беларуси, и в России знания, профессионализм будут только расти в цене.


БАРАНОВИЧИ

 

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter