Гаргантюа заплакал бы от зависти

Крупнейший в мире белорусский карьерный самосвал отправится работать в Россию

БЕЛОРУССКИЙ город Жодино относительно невелик. Но знаменит не менее иной столицы. К примеру, в местном спортивном клубе тренируются самые сильные девушки, не раз побеждавшие в мировых и европейских чемпионатах. И это символично. Ведь расположенный в Жодино Белорусский автозавод входит в число мировых лидеров, серийно выпускающих карьерные самосвалы рекордной грузоподъемности. А в ближайшее время здесь изготовят самый крупный в мире автомобиль грузоподъемностью 450 тонн!


Сейчас на заводе завершается сооружение нового блока производственных корпусов, чтобы за пару лет более чем вдвое нарастить выпуск сверхтяжелой техники. Недавно корреспондент "СОЮЗа" побывал на объекте. Еще издали поразили огромные ворота - размером 11 на 13 метров. В такие и литературный великан Гаргантюа вошел бы, не пригнувшись! Так что почти анекдотичная ситуация, когда однажды на БелАЗе, чтобы выкатить во двор очередной грузовик рекордной грузоподъемности, пришлось разбирать стену, уже вряд ли повторится. Поразил и масштаб новых цехов - общей площадью они более трех футбольных полей. Самые мощные будут здесь и козловые подъемные краны - грузоподъемностью 100 и 50 тонн, и пол из сверхпрочного бетона толщиной 30 сантиметров.


Сам гигантский самосвал, безусловно, станет вершиной белорусской школы тяжелого карьерного автомобилестроения. Два мощных дизельных двигателя, сдвоенные передние и задние шины огромного размера, стальная платформа кузова, куда можно уместить с десяток танков... Еще более впечатляют сложнейшие электронные системы управления, без которых современному автомобилю не проехать и метра. Генеральный конструктор - начальник научно-технического центра БелАЗа Александр Егоров рассказал, как идет работа над постройкой гиганта:


- Уже заказаны и начинают поступать основные узлы и агрегаты, материалы. Вскоре начнется сборка. Есть ли заказчик? Чтобы не опережать события, отмечу лишь, что одно из российских предприятий - традиционный покупатель наших сверхтяжелых машин, уже проявило реальный интерес и заявило о готовности приобрести 450-тонник.


Такие машины благодаря рекордной грузоподъемности позволят еще более повысить эффективность добывающей отрасли. Однако только увеличением размеров эту задачу не решить. Поэтому на БелАЗе уже несколько лет разрабатывают самосвал с техническим интеллектом. Чтобы мог работать в карьере... без водителя.


Скажете, фантастика? Реальность! Недавно корреспондент "СОЮЗа" стал участником первого показа в основном российским специалистам оснащенного электронным "мозгом" 130-тонника БелАЗ-75131. Внешне стальная махина отличается от серийных образцов разве что наличием нескольких антенн и датчиков. Вот она подъехала к площадке с гостями, остановилась на пару минут, а затем уверенно двинулась по испытательной трассе, имитируя реальный производственный маршрут. Преодолела крутой подъем, без помарок прошла несколько поворотов, встала "под загрузку" воображаемого экскаватора, отвезла виртуальный груз на склад, разгрузилась...


Более получаса "беспилотник" ездил по полигону в соответствии с заданием, и в итоге с точностью до сантиметров остановился там же, откуда стартовал. Спустя минуту гости обступили новинку, чтобы рассмотреть подробнее. Интересуюсь у главного технолога Сибирской угольной энергетической компании Ивана Строгого, что привлекает в машине?


- Поскольку нет водителя, то излишними становятся простои на обед и пересменки, - отвечает он. - Упорядоченное движение по маршруту под управлением компьютера и под контролем диспетчера позволило бы сэкономить топливо и снизить износ шин. Мы готовы продолжить диалог с учетом накопленного нами потенциала диспетчеризации и автоматизации угледобычи.


Специалисты разъяснили: человек становится самым слабым звеном современного промышленного карьера. Он не способен работать в условиях высокой запыленности и загазованности на глубине более 500-600 метров. Слишком дорого обходятся подготовка водителя, обеспечение бытовых условий где-нибудь на Крайнем Севере или в горах. Так что задача создания роботизированного добывающего карьера - одна из насущных, и зарубежные специалисты над ней также напряженно работают. Причем только роботизации самосвала недостаточно. Необходимо оснастить интеллектом и экскаватор, погрузчик, другую технику, заставить ее работать по единому плану. Задача, далеко выходящая за прерогативы БелАЗа. О чем говорит и Александр Егоров:


- Мы обсуждали этот вопрос с российскими коллегами - производителями карьерных экскаваторов. Думаю, найдем взаимопонимание. Вторая проблема - необходимо уточнить законодательство, регламентирующее безопасность работ в добывающей отрасли. Чтобы для начала разрешили провести испытание роботизированного самосвала в карьере, где присутствуют люди. Актуальной остается и задача освоить для БелАЗа в России выпуск мощного дизельного двигателя. Над этим мы работаем с санкт-петербургской "Звездой", другими заводами. Вопрос тем более важен, что более 60 процентов нашей техники экспортируется в Россию.


Эти и другие аспекты сотрудничества обсуждались, в частности, весной нынешнего года, когда БелАЗ посетил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он высоко оценил научно-технический уровень разработок предприятия. Теперь вопрос заключается в расширении их воспроизводства.


Досье "СОЮЗа"


К 2015 году выпуск сверхтяжелой техники на БелАЗе увеличится в 2,2 раза - до 1000 единиц. ОАО "БелАЗ" выпускает 30 процентов карьерных самосвалов мира, а также самосвалы повышенной проходимости и другую технику. Заметное место в этом ряду могут занять и роботизированные самосвалы.


BIBIKOV@SB.BY

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter