Фирма не в форме

Два неоспоримых преимущества имеет фирменная торговля перед обычной...

Два неоспоримых преимущества имеет фирменная торговля перед обычной. Во–первых, гарантию качества продаваемого продукта из первых рук — от производителя. Во–вторых, как правило, более низкие цены. В фирменный магазин покупатель идет целенаправленно: не с мыслью, а вдруг что–нибудь да приглянется, а с желанием купить вполне определенную вещь и получить при этом квалифицированную консультацию специалистов...


Приятно, что сеть фирменных магазинов растет с каждым годом. Только в Минске, к примеру, покупателей сегодня обслуживают 172 такие торговые точки. Тем парадоксальнее на этом фоне выглядят отдельные регионы, в которых все еще проблематично открыть фирменный магазин.


Пробная попытка


Недавно, разговаривая с председателем сельскохозяйственного производственного кооператива «Агрокомбинат «Снов» Николаем Радоманом, спросила об открытии фирменной торговой точки в моем родном городе. Мол, продукцию вашу земляки знают и ценят, почему же в Барановичах до сих пор нет сновского магазина?


— С 2005 года пытаемся открыть — безрезультатно, — коротко ответил руководитель. Но объяснить, с какими именно проблемами столкнулся, отказался категорически. — Ни с кем не хочу ссориться, поэтому ничего не расскажу.


Набираю номер директора Ляховичского молочного завода Вячеслава Жуковского с тем же вопросом: почему в Барановичах до сих пор нет фирменного магазина предприятия, чью продукцию горожане всегда покупают охотно.


— Пытались открыть, был павильон на рынке, но ушли — не получилось, — сожалеет Жуковский. — Основная масса чиновников — люди, болеющие за свое дело, но бывает, попадешь к равнодушному клерку... Тогда беда. Но конкретно никого обвинять не хочу и не буду. Мы свою продукцию и так продаем по всей Беларуси — в разных магазинах, проблем со сбытом у завода нет...


Правда, тут же Вячеслав Владимирович оговорился, что фирменная торговля, пожалуй, производителю нужна даже больше, чем покупателю. Свой магазин для предприятия — своеобразный полигон, где проверяется спрос на новые изделия, вырабатываются рекомендации по условиям хранения и раскладки продукции в холодильниках и на прилавках. Даже простое общение с покупателем в таком магазине дает предприятию полезную информацию.


Дойти до цели


Торговля, кстати, тоже заинтересована в расширении ассортимента. Именно поэтому на прилавках магазинов, к примеру, в Барановичах можно встретить муку из Лиды, колбасы из Могилева, пиво из Минска.


— Чем больше выбор — тем больше покупателей, — объясняет руководитель пресс–службы Министерства торговли Геннадий Курбеко. — В этом году планируем значительно расширить торговую сеть в стране. И ни о каких таких трудностях с открытием фирменных магазинов нам неизвестно.


— Жалоб и обращений у нас не было, — подтвердили и в Министерстве экономики. — А если бы были, то законов в стране, чтобы привлечь к ответственности нерадивых чиновников, хватает.


Законов и нормативных документов и правда немало. На сайте Минэкономики по ссылке об антимонопольном законодательстве — 22! Одна трудность: доказать, что в том или ином регионе препятствуют торговле, конкурируют нечестно, очень трудно, а порой — невозможно. Недавно знакомый бизнесмен привел мне такой пример. Его фирме, предоставляющей услуги населению, неоднократно возвращали пакет оформляемых документов. Объясняли это тем, что якобы слова в ассортиментном перечне... неправильно перенесены. На справедливое замечание владельца, что перенос выполнен с учетом правил русского языка, ответили: «У вас свои правила, у нас — свои...»


— Дорогу осилит идущий, — уверена директор Барановичского комбината хлебопродуктов Наталья Манько. Фирменные магазины руководимого ею предприятия есть, помимо родного города, в Минске и соседних Ивацевичах. — Захочет руководитель открыть магазин — откроет обязательно. Выкупит помещение на аукционе, построит... В общем, добьется своей цели. Здесь легких путей не бывает. В торговле масштабная конкуренция. Нельзя ожидать, что тебя встретят с распростертыми объятиями. Главное — предлагать продукт отменного качества, который обязательно найдет покупателя.


Порой, чего скрывать, и директора предприятий выдвигают местным властям требования почти фантастические. К примеру, предоставить в аренду под магазин помещение в самом центре города да еще огромной площади. А если такого нет — обижаются, считая, что их зажимают, не дают торговать...


— У нас свободных помещений в аренду нет. Только для продажи! Их выставляют на аукционах. Есть еще участки под строительство, — расставили точки над «i» в Барановичском горисполкоме. — Кто желает купить или строиться — милости просим...


Такая вот картина. Вполне антимонопольная. Может, именно поэтому руководители предприятий не спешат жаловаться ни в министерства, ни в облисполкомы, ни в другие высокие инстанции. Возможно, понимают, что где–то и сами не доработали. А проигрывают–то покупатели...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter