Итоги 9-го Международного фестиваля Юрия Башмета

Фестиваль на крещендо

Ростислав Кример подводит итоги 9-го Международного фестиваля Юрия Башмета
Умолкли последние аккорды, собраны ноты, публика разошлась. 9–й Международный фестиваль Юрия Башмета завершился, но меломаны продолжают обсуждать прослушанные концерты и уже потирают руки в предвкушении: в будущем году приобретший огромную популярность музыкальный форум отметит 10–летие. Художественный руководитель фестиваля Ростислав Кример тайн не раскрывает, но намекает, что зрителей ждет нечто особенное.


Ростислав Кример



— Как оцениваете результаты своих трудов? Удался ли нынешний фестиваль?


— У нас была неделя настоящего праздника искусства. Не каждый фестиваль в мире сегодня может себе позволить одновременно пригласить то созвездие музыкантов, которое присутствовало у нас: и Софию Губайдулину, и Вадима Репина, и Барри Дугласа, и всех остальных. Конечно, это мощная заявка: фестиваль Юрия Башмета стал маркой в мире музыки — не только на просторах СНГ, но и в целом. Нас знают, следят за нашей программой и высоко оценивают ее по качеству. Есть Европейская ассоциация фестивалей (ее вице–президент Массимо Мерчелли у нас выступал в этот раз), в которую нас приглашают. Будем мы туда вступать или не будем, это вторичная вещь, но факт, что есть к нам внимание. Которого не было бы, если бы фестиваль того не заслуживал.


Поэтому итоги оцениваю очень высоко: по качеству программы, по мастерству исполнения, по заполняемости зала — по всем показателям получается, что мы, несмотря на высокий уровень предыдущих фестивалей, до сих пор работаем на крещендо!




Фестиваль Юрия Башмета является одним из самых окупаемых проектов в сфере культуры. Он всегда был образцом государственно–частного партнерства, и на сегодняшний день, хотя итоги еще окончательно не подведены, можно сказать, что доля государственного финансирования составит менее 10%. Это самый высокий показатель.


— Какие–то планы на будущий год уже есть?


— Десятый фестиваль — юбилейный, и, конечно, хочется вас чем–то удивить. Есть костяк артистов — великих артистов, которые у нас побывали за 10 лет. Мы подумаем, выберем из них тех, кто сможет приехать в следующем году.


— Не планируете в перспективе проведение телевизионных или онлайн–трансляций?


— Мы всегда готовы. Несмотря на нерейтинговость классической музыки в эфире, какой–то телеканал, на мой взгляд, должен быть заинтересован в показе мероприятий такого рода, потому что они штучные. И приезд Софии Губайдулиной в Беларусь — историческое событие, как и приезд в прошлом году Кшиштофа Пендерецкого. Этим композиторам больше 80 лет, живые классики — все равно как если бы к нам приехали Шостакович, Шнитке или Прокофьев. И мы с ними можем поздороваться, они сидят в зале, когда исполняется их музыка... Мне бы очень хотелось, чтобы такие вещи были документально зафиксированы для архивов, потому что речь идет о культурной истории нашей страны.


— Скажите, фестиваль как–то участвует в создании безбарьерной среды для инвалидов? Или им никак не попасть на ваши концерты просто в силу того, что нет пандусов в филармонии, по которым могли бы заехать коляски?


— У нас бывают инвалиды на концертах, «колясочники» в том числе. Мы приглашаем и детские дома, и хосписы. Мы такой деятельностью с большим удовольствием занимаемся, хотя не рекламируем, не говорим о ней на пресс–конференциях. Благотворительность — не то, что нужно выпячивать. И если бы вы не задали прямой вопрос, я бы об этом и не распространялся. Что же касается филармонии, то есть заезд, через который загружается оборудование, через него можно попасть внутрь и на инвалидной коляске.


— Белорусы особо оценили включение в программу фестиваля произведения нашего молодого композитора Ольги Подгайской. Можем ли мы ожидать очередной белорусской премьеры в следующем году?


— Вообще это уже хорошая традиция. Хочется, чтобы кто–то из наших композиторов каждый год писал произведение для нас. В прошлом году свое сочинение представлял Валерий Воронов, сейчас — Подгайская. По–моему, здорово, когда есть возможность премьеры на таком уровне. Об этом может мечтать любой композитор мира — самый знаменитый, самый известный.


ovsepyan@sb.by

Фото  Александра  РУЖЕЧКА и БЕЛТА

Советская Белоруссия №194 (24575). Пятница, 10 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter