Фальшивобилетчики

Некоторые считают покупку билета непозволительной роскошью и пижонством
Некоторые считают покупку билета непозволительной роскошью и пижонством

...Женщина–контролер в гомельском автобусе с особым старанием разглядывала мое льготное удостоверение. Изучала печати, сравнивала имя с фамилией, фото с оригиналом. Оригинал взволнованно елозил по креслу, гадая, в чью пользу закончится игра в «найди десять отличий». На это раз «совпал».

«Подделок стало много, — объяснила повышенную бдительность контролер. — Бывает, за день по 20 проездных изымаем». «Так уж и 20», — не поверил я. «Всего 20? — тоже усомнились матерые завсегдатаи общественного транспорта, с которыми я поделился впечатлениями. — При нынешнем–то уровне полиграфии да дороговизне могло бы быть и побольше...»

Недавно на гомельском предприятии «Горэлектротранспорт» случился переполох. Прошла оперативная информация о том, что некие подозрительные личности пристраиваются рядом с киосками и продают троллейбусные талоны за полцены. Первая мысль: «Подделка». Поиски «печатного станка» привели в... одну из местных церквей. Выяснилось, что храм занимается благотворительной деятельностью, поддерживает обездоленных. Одним из способов такой поддержки и стала централизованная закупка билетов — их раздавали подопечным. Некоторые из них быстро сообразили, что 20 талонов легко конвертируются в бутылку водки или даже в две бутылки какого–нибудь «Натхнення», которые в перечне гуманитарной помощи отсутствуют. Сбросились и пошли «конвертировать».

В «Горэлектротранспорте» к этой истории относятся с юмором. Считают хорошим знаком то, что уже бродягам билетики выдают — значит, растет общая культура. Предъявляют цифры: если в 2002 году бригадам гомельских контролеров за день удавалось изобличить в среднем 153 «зайца», то теперь при всем усердии — 137. До вымирания далеко, но популяция редеет.

Что до настоящих подделок, то руководитель контрольной службы «Горэлектротранспорта» Геннадий Зайцев может диссертацию писать по этой теме. Говорит, что теперь число фальшивок снизилось. В 2001 году контролеры изъяли 64 поддельных документа (имеются в виду в основном льготные удостоверения). За 9 месяцев этого года — только 11. Пять лет назад в Гомеле можно было недорого приобрести такое почетное и полезное звание, как инвалид второй группы. «Нашлись умельцы, поставили на поток производство удостоверений, — рассказывает Геннадий Зайцев. — Причем даже с настоящей печатью. Платишь пять тысяч рублей, при тебе вклеивается фотокарточка — все, можешь ездить бесплатно. Кончилось это предприятие, конечно, судом...» Теперь махинации с удостоверениями инвалидов исчерпываются в основном пошлым исправлением третьей группы на вторую. Этим «полет мысли» обычно и ограничивается.

То, что сегодня стали выявлять меньше подделок, Зайцев связывает с мерами, которые предпринимают транспортники. Сегодняшние проездные билеты и разовые талоны по числу степеней защиты не намного отстают от денег. Да и контролеры утверждают, что в курсе новых «полиграфических» тенденций и все ходы у них записаны наперед. Простейшие номера с просроченными студенческими билетами да зачетками латентных заочников, популярные в 80 — 90–е годы, давно уже не проходят. Некоторые пытаются сделать новый проездной из старого — заклеивают насечки, сводят штампы, печатают на принтере или рисуют новые. Когда попадаются, предсказуемо утверждают, что купили «не помню, где». «Спасибо милиции нашей, оперативно реагируют, когда мы доставляем к ним таких «поддельщиков», — говорит начальник службы контроля. — В отделении эти люди начинают вести себя менее развязно».

Впрочем, то, что подделка не выявлена, не значит, что ее нет. В том и смысл хорошей подделки. Автобусный кондуктор Елена Каталандзе тоже может писать диссертацию, да некогда. А может и мастер–классы проводить по «выявлению и изъятию». У нее несколько другая статистика — в автобусах поддельных проездных становится больше. Елена Васильевна считает подделки уже не на штуки, а на сантиметры. Поделилась, что на днях сдала начальнице стопку фальшивок толщиной сантиметра два, которую за месяц насобирала. Поштучно не пересчитывала. Говорит, это только то, что удалось отнять, на руках же остается в несколько раз больше — все отобрать кондуктор не может физически. По ее словам, «фальшивобилетчики» почему–то предпочитают одни маршруты и не любят другие. Возможно, это как–то связано с учреждениями, расположенными по пути. Сами кондукторы со ссылкой на знакомых пассажиров называли мне вполне конкретные предприятия, на оргтехнике которых якобы централизованно штампуют такие билеты и продают за полцены. Впрочем, знакомые пассажиры — не Бог весть какая агентура, да и силовые операции кондукторы пока не проводят. «Как подделывают? Берут старый проездной, выводят печать, — объясняет кондуктор. — Я специально пробовала, она легко выводится (не скажу, как, кому надо — тот знает). Потом рисуют или печатают новую...». Правда, специалисты уверяют, что обмануть их такой подделкой сложно.

По словам Елены Каталандзе, социальный портрет среднего любителя езды за чужой счет вопреки распространенному мнению не ограничивается статусом «студент»: «Видели бы вы, какие встречаются солидные люди! Женщина у меня одна ездит — приятная такая, лет 45. Так я у нее за месяц три фальшивых проездных забрала — один за другим».

Вообще, правовые предпосылки этого бизнеса до сих пор не вполне ясны (причем не только в нашей стране). Уголовный кодекс предусматривает ответственность за подделку документов. Осталось выяснить, является ли билет на автобус (равно как и в оперу или в баню) документом. Транспортники утверждают, что, несомненно, является. Юристы играют словами, ссылаются на то, что не вправе толковать правовые акты. После их комментариев ясности еще меньше, чем до... Вроде и говорили тебе что–то минут десять, а впечатление — будто наелся воздушных шариков.

Конкретные примеры, когда обладатели фальшивых билетов были привлечены к ответственности, оказалось не так–то просто найти. В суде Центрального района Гомеля рассказали о недавнем эпизоде — к 200 часам общественных работ был приговорен молодой человек за подделку единого билета сироты. Такие билеты, которые выдаются воспитанникам интернатов и детдомов, являются именными и снабжены фотокарточкой. Они позволяют бесплатно не только ездить в общественном транспорте, но и посещать некоторые культурные учреждения. Преступление выразилось в том, что, найдя чужой билет, злоумышленник вклеил в него свое фото именно с целью бесплатного проезда.

Этот прецедент, впрочем, не добавляет ясности в ситуацию с обычными билетами — без имени и фото. Отбирать подделки, конечно, увлекательное занятие. Но с дальнейшей судьбой их обладателей еще предстоит определиться.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, я перезвонил Елене Каталандзе. Она, как выяснилось, проводила время насыщенно: «Вот вчера сдала в милицию пассажирку с поддельным проездным — лет сорока, приличная такая с виду. Печать была сделана на принтере. Женщина оплачивать проезд отказалась, пришлось звать милиционера. Вы напишите, так, может, их наказывать станут по–настоящему...»

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter