Адреса Юделя Пэна: исследователи продолжают выяснять обстоятельства жизни художника и судьбу его картин

«Эвакуированная в 1941 году...»

Годы Великой Отечественной войны стали для белорусской земли не только временем неисчислимых страданий, гибели людей и разрушений, но и утраты культурных ценностей. Зачастую нет даже достоверной информации о гибели или исчезновении многих произведений искусства, хранившихся в музеях до начала войны. Судьба коллекции витебской галереи Юделя Пэна хранит такую загадку и привлекает внимание исследователей и общественности.


На страницах «СБ. Беларусь сегодня» неоднократно публиковались материалы о пропавших картинах Пэна. В мае 2022 года была создана рабочая группа из представителей музеев, архивов и научных учреждений Витебска и Минска по изучению обстоятельств исчезновения в годы Великой Отечественной войны картин белорусских художников (Ю. Пэна, Л. Альперовича, Я. Кругера).

Предварительным итогом работы группы стал большой комплекс документов, раскрывающих обстоятельства эвакуации и возвращения картин и освещающих процесс формирования коллекции галереи Пэна и перемещения произведений во время войны и после ее окончания. По спискам, представленным в Витебском областном краеведческом музее, в галерее до войны хранилось 805 работ Пэна и 21 — других художников. Вернулось из эвакуации 232 работы... Подозрения падали на саратовских музейщиков, которые якобы вернули не все произведения. Все точки над «i» расставил акт передачи картин от 29 сентября 1941 года, сохранившийся в Национальном архиве Республики Беларусь. В нем наряду с работами Я. Кругера и Л. Альперовича — 200 произведений Пэна. Всего — 240 предметов.

В мастерской Юделя Пэна. Фото. 1920-е гг.

По воспоминаниям дочери директора галереи М. М. Эстриной об эвакуации картин в июле 1941 года: «Картины Пэна погрузили на телегу и повезли на станцию. Эстрина добилась разрешения погрузить картины на открытую платформу... Часть полотен была снята с подрамников, и холсты были просто скручены в рулоны. Под Невелем эшелон разбомбили, но в этот вагон бомбы не попали».

А что же прочие картины? Надо полагать, они остались в Витебске и погибли. Сохранилась немецкая аэрофотосъемка Витебска 23 июля 1941 года, на которой можно рассмотреть лишившееся крыши и выгоревшее внутри здание галереи. Вряд ли заслуживают внимания версии о неких спецгруппах оккупантов, которые занимались вывозом музейных ценностей из горящего города: такая деятельность началась позже. Витебским архивистам в газетах периода оккупации удалось отыскать публикации, в которых сообщалось о разграблении оставшихся музейных собраний самими жителями и попытках городской управы вернуть ценности, но галерея Юделя Пэна в них не упоминается. Заметим, что за прошедшие годы ни в частных руках, ни на аукционах не появилась ни одна картина Пэна, которую можно было бы отнести к исчезнувшей части наследия художника.
Ю. М. Пэн. «Автопортрет с музой и смертью». 1924 г.
 
Версий о судьбе картин и разного рода легенд о жизни и смерти Пэна много. Но иногда результаты исследований оказываются удивительнее самых смелых предположений. Так, в последние годы удалось обнаружить материалы, позволившие ответить на вопрос о времени открытия Пэном школы в Витебске и многих адресах, по которым проживал художник в городе.

Дата открытия школы вызывала многолетние споры, и в публикациях можно было встретить самые различные варианты — 1892, 1896, 1897, 1898 год... Подтвердить последнюю дату помогла старая витебская газета. 5 августа 1898 года, а затем 8 и 12 августа в газете «Витебский листок» печаталось следующее рекламное объявление: «Художник Ю. Пен (аттестат академии художеств) имеет открыть в скором времени в городе Витебске классы рисования, живописи. Занятия будут приноровлены к программе для поступления в высшую художественную школу. Желающих посещать классы просят заблаговременно заявить письменно по адресу: г. Витебск, квартира г. губернатора, художнику Пену».

Как следует из объявления, почти за два месяца до начала занятий художник называет будущую школу «классами» и еще не имеет для нее помещения, поскольку пользуется гостеприимством самого губернатора. Проживание в доме губернатора может свидетельствовать и в пользу недавнего появления Пэна в Витебске.

Об оказании поддержки художнику со стороны губернатора В. А. Левашова и его жены также было известно, но то, что он жил в его доме, казалось неправдоподобным, хотя об этом сообщал Н. Н. Богородский: «Губернатор принял Юрия Моисеевича очень хорошо и отвел в губернаторском доме особую для него комнату». Таким образом, первым адресом проживания Ю. М. Пэна в Витебске действительно был дом губернатора.
Ранее считалось, что мастерская‑школа художника сразу разместилась на Большой Могилевской улице неподалеку от Соборной площади (сейчас улица Ленина и площадь Свободы). Но оказалось, что прежде Пэн сменил пять адресов. 
Фото с домом, в котором находилась галерея Ю. М. Пэна. 1941 г.

 Так, в августе 1906 года Пэн обосновался в доме одного из богатейших людей Витебска купца 1‑й гильдии Израиля Вульфовича Вишняка. Фрагмент вывески школы Пэна на балконе второго этажа дома на углу Гоголевской улицы и Соборной площади есть на архивном фото. Если верить принятой дате учебы Марка Шагала у Пэна (1906 год), то происходило это не по адресу: Гоголевская, 1, а на противоположной стороне улицы.
Работа исследователей продолжается. В 2024 году будет отмечаться 180 лет со дня рождения Юделя Пэна, и это повод для новых выставок, публикаций и изданий, посвященных художнику.
Акт о передаче работ Ю. М. Пэна в Саратовский художественный музей. 29 сентября 1941 г. НАРБ.

Валерий ШИШАНОВ, ученый секретарь Витебского областного краеведческого музея.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter