Этюды из жизни СКВ

Машины в автосалонах теперь можно покупать за доллары, евро и российские рубли...

Машины в автосалонах теперь можно покупать за доллары, евро и российские рубли. Нацбанк выдал официальное разрешение. Правда, особого оживления в салонах пока не заметно. Говорят, у клиентов не хватает валюты. Но как сказать! На днях в Минск поступила партия крутых авто по цене от 32 тысяч евро и выше...


Напомню, недавно Нацбанк разрешил принимать СКВ на заправках, в санаториях, профилакториях, а также в оплату образования. Эти инициативы распространялись прежде всего на иностранцев, которые едут через нашу страну, отдыхают здесь, учатся...


С автоцентрами — другая ситуация. Их клиенты — в основном белорусские граждане. С другой стороны, авторынок у нас один из самых долларизованных. Подержанные машины в Малиновке и Ждановичах покупались и продавались за у.е. и в прошлые годы, когда курс был стабилен. А вот в автоцентрах до последнего времени клиенты рассчитывались исключительно белорусскими рублями. Однако возникшая курсовая неясность и трудности с конвертацией создали проблемы и дилерам, и покупателям.


О них мне рассказал консультант холдинга «Атлант–М» Дмитрий Перлин: «Когда официальный курс был 3.100, некоторые импортеры выставляли цену на товары по «теневым» котировкам: около 8 тысяч за доллар. В итоге, например, шоколадный батончик «Баунти» подскочил в цене с 2.800 рублей до 8.000. Но одно дело «Баунти», а другое, скажем, «Фольксваген–Поло» за 14 тыс. долларов. При разных курсовых расчетах цена может отличаться на 70 миллионов рублей! Это шок для покупателя».


Теперь, когда разрешена оплата в СКВ, по словам Перлина, автодилерам нет нужды перестраховываться и устанавливать как можно большую цену в рублях. Снимаются и вопросы с конвертацией при закупке новых партий. Ведь дилерам приходилось менять вырученные рубли на валюту, чтобы импортировать иномарки.


«Однако вряд ли новая мера сильно оживит авторынок. Объемы продаж упали у всех дилеров, — констатирует специалист по брэндам и маркетингу компании «Автопромсервис» Денис Скоробогатый. — У большинства наших граждан нет столько валюты, чтобы прийти в салон и купить новый автомобиль. А автокредитование, которое было основным инструментом покупки, сейчас притормозилось».


Впрочем, у кого-то нет, но у некоторых валюта в наличии и в солидном количестве. Иначе как объяснить прибытие в Минск партии авто нового поколения? Цены на эти модели начинаются от 32 тыс. евро. Раз есть предложение, значит есть спрос. Как мне удалось выяснить, в очереди уже стоят 70 человек.


Тем временем многие граждане озабочены погашением валютных кредитов, которые они брали в прошлые годы на покупку автомобилей, а также недвижимости. В интернете появилась информация, что некоторые коммерческие банки отказываются принимать к оплате рубли. Требуют только СКВ. Но в обменниках ее по–прежнему нет. А где взять?


Замначальника управления информации Нацбанка Михаил Журавович сообщил мне, что «пока жалоб на этот счет не поступало». «К сожалению, некоторые заемщики невнимательно читали договор, где было прописано, что кредит гасится только в той иностранной валюте, в которой выдавался, — добавляет он. — Однако банки, учитывая ситуацию, идут навстречу. Составляют дополнительные соглашения к договорам, которые предусматривают погашение рублями. Это логично: зачем банку портить себе показатели проблемной задолженностью?»


Однако информация о том, что некоторые учреждения не принимают рубли, подтвердилась. Так, в колл–центре «Белросбанка» мне сообщили: «Да, пока к оплате по долларовым кредитам принимаем только доллары. Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация разрешится и будет возможной оплата в белорусских рублях».


Но тут, кстати, закономерен вопрос. А разве не сам коммерческий банк и должен поучаствовать в разрешении этой ситуации?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter