МВД: стране нужен закон о предотвращении насилия в семье

Еще раз об извращенцах

Для начала — данные Всемирной организации здравоохранения. Специалисты ВОЗ утверждают: примерно одна женщина из пяти и один мужчина из 10 в детстве подвергались сексуальному насилию. Приблизительно четверть опрошенных детей сообщают, что сталкивались с физической агрессией: наверняка получали по шапке от уличной шпаны или от старшеклассников или указкой по рукам от строгого учителя... Некоторые из нас, видимо, в глубине души помнят, как в младшей группе детского сада получили шлепок от нянечки за несъеденную рыбную котлету. На глазах у всех. Стыдно, неловко, обидно. Хочется спрятаться от недружелюбного мира в тихом и спокойном месте. Где? Конечно, дома. Прижавшись к маме и папе. А если дом — тот самый островок тишины и спокойствия — сам превращается в поле битвы?


Увы, порой пощечины и подзатыльники — до сих пор неотъемлемая часть родительской политики, а слова «бить» и «воспитывать» некоторыми взрослыми воспринимаются почти как синонимы. Страшно, что это обыденность. Еще страшнее, когда насилие над беззащитным ребенком размахиванием кулаками не ограничивается. По статистике МВД, в 2015 году в стране 113 детей пострадали от насильственных действий сексуального характера. Эти цифры — лишь верхушка айсберга: очень часто такие случаи остаются в тени, за завесой молчания. Соседи, родственники о них ни сном ни духом. Даже самые внимательные могут и не догадываться, в каком аду приходится жить ребенку: с виду примерная семья, а на деле — извращенцы с больной психикой. Вот пример: недавно сотрудники МВД завели уголовное дело на жителя Могилева, который на протяжении трех лет насиловал свою дочь 2005 года рождения. Мама и в страшном сне такого не видела. Между прочим, сотрудники милиции не раз сталкивались со случаями, когда женщины догадываются, но все равно покрывают своих партнеров — чаще сожителей или отчимов детей. Спросите: а как же материнский инстинкт? То самое бессознательное желание оберегать? Надежный механизм, связывающий женщину и ее ребенка невидимой ниточкой? К сожалению, сломан. Когда на первые позиции выходят низкие человеческие инстинкты, увы, рушится даже самая прочная связь.

Вспоминается история четырехлетней девочки Жени, которую подобрал в конце августа прошлого года на трассе M–1 сердобольный минчанин. Малышка, вся перепачканная, 15 километров (!) бежала по обочине, чтобы купить в магазине мороженое. Водитель остановился, посадил Женю в салон, напоил водой, дал кофту, плед и вызвал милицию. А пока ждал, услышал от малютки страшную историю: мать и отчим не знают, где Женя и что с ней. Дома была ссора, «у мамы стресс, и она спит пьяная» — именно так выразилась девочка. Общительная и бесстрашная, совсем еще кроха, она, кажется, воспринимала все происходящее как норму. Видела ли она лучшую жизнь? Знала ли, что может быть иначе? Что мороженое можно покупать в парке, а еще кататься на аттракционах, надувать воздушные шары и вместе с родителями прыгать через лужи. Хочется верить, узнает: чуть больше месяца назад девочку забрал к себе родной отец. Прежних родителей к малышке больше не подпускают. Подвергалась ли маленькая Женя насилию, пока жила с ними? Неизвестно. Били? Издевались? Вряд ли. Очевидно, для всех она была пустым местом. А это тоже страшно.

К счастью, такое — скорее исключение, чем правило. У нас в стране стараются, чтобы подобные истории имели счастливую концовку. Для защиты детей делается действительно много. Только в прошлом году свыше 27 тысяч несовершеннолетних были признаны находящимися в социально опасном положении — их семьи сегодня на особом контроле. У родителей тогда два пути. Первый: сделать все возможное, чтобы ребенку жилось лучше, и научиться принимать участие в его воспитании. Второй — переложить ответственность на плечи государства и ежемесячно выплачивать энную сумму на содержание собственных чад. Впрочем, статистика обнадеживает: более 16,3 тысячи детей в прошлом году были сняты с учета социальных служб. А значит, нерадивые мамы и папы что–то да поняли. Наконец–то оставили свою ущербную «позицию постороннего» и стали своим ребятам хоть чуточку ближе. Тенденция позитивная, но останавливаться не стоит. В МВД считают: стране нужен отдельный закон о предотвращении насилия в семье. В котором в том числе будут прописаны механизмы реабилитации жертв насилия и способы, как задействовать в этом деле и общественность. Детство — самая счастливая пора, которая не должна превращаться в борьбу за выживание.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 41 (24923). Четверг, 3 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter