За несколько минут до начала концерта меня взбодрили интеллигентного вида минчанки пенсионного возраста. Как голуби от музыки, они тихо разместились у колонн Ратуши, прямо напротив магического экрана, и молча ждали появления маэстро Анисимова и его оркестра. Подошла познакомиться и насилу ноги унесла: меломанки со стажем явно были не в духе. «Позор!» — прошептала одна. «Не могли уже стулья принести. В горисполкоме этих стульев пластмассовых полным–полно», — подхватила другая, неплохо осведомленная зрительница. Представилась Лидией Сергеевной, 76 лет, кандидат наук, на пенсии:
— Пришла сюда из любопытства. У меня дочка музыкант. И многих из оркестра Анисимова знаю лично. Купить билет в саму филармонию на открытие сезона не смогла, пришла сюда. Но никак не ожидала, что придется несколько часов стоять на холоде.
Эх, Лидия Сергеевна, не читали вы анонс мероприятия в нашей газете, где мы четко предупреждали: запасайтесь стульями, пледами и термосами. Пенсионерка Антонина, 77 лет, услышала рекламу по радио, специально с дачи приехала на этот концерт, но разочарована тотально:
— Сколько смогу — выстою. Но то, что сидений нет, — это ужасно.
Оглянулась, в толпе зевак–хипстеров в комфортном кресле своего велосипеда концерта ждала симпатичная Полина, 18–летняя студентка:
— Узнала в социальных сетях об этой акции. Классику люблю, вот и решила совместить полезную велопрогулку с приятным. Правда, я здесь одна: друзья мои слушают совсем другую музыку.
С Полиной мы условились, что обменяемся впечатлениями после завершения концерта. Зазвучала симфоническая рапсодия Леоша Яначека «Тарас Бульба». Аллегро, еще аллегро, бодро и радостно унеслись мои мысли в высокое осеннее небо Верхнего города. Про себя в очередной раз отметила: «А умеет маэстро Анисимов программу концертов составлять! Есть еще порох в пороховницах». Тем паче во втором отделении концерта обещали оперу Чайковского «Мазепа» в сопровождении строк из пушкинской «Полтавы» в прочтении кинозвезды Андрея Мерзликина. И читать там есть что, вы помните: «В одну телегу впрячь не можно/ Коня и трепетную лань...» и другие волшебные строки. Правда, от высокого искусства меня отвлекали снующие мимо байкеры: наш условный филармонический зал и экран разделяла обыкновенная проезжая часть. Также пугала необычная акция и завсегдатаев пивного ресторана: из кабачка они выходили прямиком на нас, божьих людей, смотрящих в большой «камин» на стене.
В антракте я поискала глазами Полину — она и следа от протектора не оставила, ретировались с площади и мои знакомые пенсионерки. Так я и еще пару–тройку журналистов поприветствовали друг друга взмахами ресниц и чуть не заплакали. Согревала мысль о том, что уж Мерзликин — одно его имя во втором отделении — как соберет у алтаря толпу, возрадуемся. Увы, под звуки музыки Андрей «шел на древнюю Москву» без особого успеха. На экране я заметила, как в ложе в самом зале филармонии зевнула vip–барышня, пора и мне собираться. Как говорят французы: метро — буле — додо, что означает «метро — работа — баиньки». Хотя Мерзликин читал поэму неплохо, очень даже с выражением.
Сама по себе идея превратить Минск в этакий Нью-Йорк или Лондон, где у стен филармонических залов устанавливают экраны и передают классические концерты в прямом эфире, — атмосферная и правильная. Но подходить к организации таких променадов, наверное, надо с теплом, и не только душевным. Выбрать время, место, организовать стулья, пледы, уличные камины, чаек в антракте, ну чтоб все как у людей. Пока, на мой взгляд, организаторы «протестили» на нас технические возможности подобных мероприятий. И что сказать, оптоволоконные линии не подвели: экран во время концерта потух всего два раза.
Компетентно
Виктор Радьков, организатор и инициатор проекта, глава попечительского совета фонда «Идея»:
— Проект «Классика онлайн» — живые трансляции концертов на улице из залов филармонии и, возможно, Большого театра мы будем продолжать. Естественно, с учетом пожеланий зрителей обеспечивать такие площадки стульями и комфортными условиями. Первый наш опыт не считаю провалом. По некоторым сведениям, за время концерта на площади Свободы побывало почти две тысячи человек.
Фото Виталия Гиля, «СБ»
Советская Белоруссия №169 (24550). Пятница, 5 сентября 2014.