Спустя 70 лет белорусским и российским поисковикам удалось установить имена погибших под Могилевом летчиков

Экипаж уходит в небо

Спустя 70 лет белорусским и российским поисковикам удалось установить имена погибших под Могилевом летчиков

ГРУДА оплавленного железа и обугленные кости — все, что осталось от сгоревшего заживо экипажа, до последнего отбивавшегося от фашистских истребителей и не успевшего воспользоваться парашютами... Такая картина предстала перед глазами корреспондента «СОЮЗа» прошлой осенью, когда на поле у деревни Макаренцы Могилевского района бойцы 52–го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны Беларуси вместе с могилевскими поисковиками поднимали советский самолет, упавший здесь в годы Великой Отечественной войны. Редкая в наши дни находка. Еще реже удается установить имена погибших летчиков. На этот раз совместные усилия белорусских и российских поисковиков увенчались успехом.


О том, что под Макаренцами в годы войны разбился наш самолет, могилевские историки знали давно. От местных жителей. Старожилы помнят — в тот летний день небо над оккупированной деревней вдруг озарил яркий свет, и на поле, как птица–подранок, рухнул с неба самолет. Ушел под землю. Только хвост с красной звездой торчал на поверхности. Немцы приказали самолет закопать.


Но нашлись смельчаки, которые не побоялись унести несколько фрагментов человеческих тел — изувеченные головы, обгоревшие так сильно, что лиц не разглядеть. И густая девичья коса... Подвиг погибших увековечили уже после войны. По инициативе жителя деревни Макаренцы, краеведа–подвижника Игоря Великанова, на сельском кладбище появился памятник «В память экипажа летчиков, погибших в годы Великой Отечественной». Великанов лично знал людей, которые могли бы пролить свет на события тех дней. Ни старосты деревни Василя Гавриленко, ни его дочери Ольги, которые хранили фотографии летчиков, переданных им каким–то советским генерал–лейтенантом, уже нет в живых. Не сохранились и снимки. Но краевед не сдавался. Обращался в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске, на передачу «Жди меня», к могилевским поисковикам. Они приезжали несколько лет. Перекапывали поле вдоль и поперек и, наконец, нашли самолет. По номерам узлов и деталей стали искать, кому он принадлежал, куда летел. Работали в архивах, подключили поисковиков из России и Украины... Вскоре могилевскому историку, руководителю поискового клуба «Виккру» Николаю Борисенко написал украинский коллега Михаил Панчишин. Переслал сведения немецкого летчика Ланге Хельмута, сохранившиеся в немецких архивах. И потихоньку стали вырисовываться события тех давних лет.


Борисенко протягивает мне копии писем, архивных документов:


— Изначально мы предполагали, что под Макаренцами летом 1943–го разбился транспортный самолет. Что на борту было два пилота, два бортмеханика, радистка... Но в данных Ланге Хельмута значится: в этом районе 7 июня 1944 года он лично уничтожил советский самолет Пе–2. Выходит, это был самолет–разведчик. Пикирующий бомбардировщик, названный так в честь конструктора Петлякова. Оставалось выяснить, откуда прибыл. Версий несколько: принадлежал 47–му разведполку, базировавшемуся на Гомельщине, 164–му отдельному разведполку на Смоленщине или дальней разведавиации Красной Армии. Увы, ни одна из версий не подтвердилась.


Подсказка пришла из Москвы, от поисковика Бориса Давыдова: «Интересующий вас самолет–разведчик принадлежал 10–му отдельному разведывательному авиаполку 1–й воздушной армии, обеспечивавшей 3–й Белорусский фронт». Данные поисковик отыскал в Центральном архиве Минобороны в Подольске.


Оставалось главное — установить имена погибших. И опять помогли россияне. Оказалось, на борту самолета женщины не было. Только мужчины: Усман Ахмадулин из Казани, Владимир Павловский, родившийся в Орске Чкаловской области, а в армию призванный в Ташкенте, и Василий Марусенко из села Лебеденка Красноярского края, призванный из Кемеровской области. В списках безвозвратных потерь все они числятся не вернувшимися с боевого задания 7.06.1944 года. Марусенко было 22 года, его боевым товарищам — по 24. Вскоре Борисенко отыскал еще один ценный документ — наградной лист Ахмадулина: «Стрелок–радист произвел 30 боевых вылетов на разведку в районах: Брянск, Рославль, Дорогобуж, Ельня, Смоленск, Орша, Витебск, Могилев... Бесстрашно отражал атаки истребителей противника... Удостоен ордена Отечественной войны II степени. Было это за год до его гибели...


Останки погибших под Макаренцами летчиков перезахоронят на сельском кладбище деревни Макаренцы. На черном граните золотом выведут их имена.


А пока разослали письма в администрации районов, откуда родом и призывались погибшие под Могилевом летчики, подключили коллег–поисковиков. Вдруг удастся отыскать родных боевых пилотов, и они приедут в Беларусь поклониться их праху. А там, возможно, найдутся сведения и о девушке на борту...

 

Фото автора.


OLGAK53@MAIL.RU

 

Советская Белоруссия №85 (24468). Четверг, 8 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter