Двойной бурбон санкций

Западные фирмы под угрозой санкций сворачивают свой бизнес в России...
Западные фирмы под угрозой санкций сворачивают свой бизнес в России. От трагического до смешного один шаг, и вот уже весь интернет посмеивается над тем, что Coca–Cola отозвала рекламу с четырех федеральных каналов, а Роспотребнадзор запретил реализацию американского бурбона в России. А вот очередной политический казус: еще совсем недавно нейтральная Швейцария присоединилась к общему евроатлантическому нажиму на Россию.
 Неужели нейтральность уже не в моде? А если серьезно, то всеобщее опьянение санкциями поражает. Политики увлеченно пускают сегодня под откос экономику. Но первый шок прошел, и теперь тон разговоров о санкциях в России кардинально изменился. Они рассматриваются как шанс. Вырваться из замкнутого круга сырьевой экономики. Избавиться от ненужного импортного ширпотреба. Перейти к модернизационному развитию, сделав ставку на усиление отечественного производителя. Эта задача остро стояла и раньше, вспомним пресловутую стратегию Путина до 2020 года, но, увы, сдвинуть дело с мертвой точки было очень трудно. Слишком плотно российский капитал увяз в иностранных банках.

И вот позавчера Президент России вновь вернулся к этой теме, поручив правительству проработать ответные меры на западные санкции. Владимир Путин отметил, что ответ этот должен быть аккуратным. Действовать, по его словам, надо так, чтобы «производителей отечественных поддержать, но потребителям не навредить».

Как это понимать? Исчезновение «Кока–колы» — хорошо. А вот запрет на поставку новейшего оборудования российской «нефтянке», без которого она не сможет осваивать новые шельфы, — это однозначно плохо. Импортозамещение, которое частично обеспечивает рост экономики, — тоже хорошо. А вот отсутствие передовых технологий и инвестиций — это плохо. Подпавшим под санкции госбанкам запретили занимать на внешних рынках деньги — хорошо или плохо? Ответы разделились. Одни россияне говорят, что финресурсов достаточно и у своего родного Центробанка, так что самое время их в дело пустить. Другие опасаются, что лишение так называемых длинных денег обескровит российскую экономику.
Одним словом, дискуссии на эту тему стали в России очень востребованны, они ведутся на всех каналах, в них вовлечены все серьезные аналитики — и есть шанс, что в итоге родится концепция развития новой отечественной экономики. Это хорошо.

Плохо то, что искусственный разрыв, то есть ограничения с помощью санкций, в современном мире все же не проходит бесследно. Не случайно Владимир Путин заметил, говоря об ответных мерах, что производители в разных странах должны находиться в равной конкурентной среде. Что это отвечает и интересам национальной безопасности, и правилам Всемирной торговой организации.

Думаю, эти слова должны отрезвить шапкозакидательские настроения как внутри самой России, так и за ее пределами. Конечно, ничего хорошего санкции не несут, и речевка «зато Крым наш» вовсе не является решением всех проблем. Надо понимать, что события в Украине использованы для создания еще более сложных проблем. Результат налицо. Введя санкции, Россию хотят отрезать от мировых финансовых и технологических ресурсов. Речь идет о том, чтобы отбросить эту страну в развитии на порядок назад. Это на самом деле проявление жесткой конкурентной борьбы в современном мире, в которой, кстати, одним выстрелом убирают сразу двух конкурентов — не только Российскую Федерацию, но и Украину тоже. Она ведь также сильно утратила за последний год свои конкурентные преимущества, превратившись из солидного партнера в получателя международной помощи. И теперь этим экономикам придется развиваться догоняющими темпами. Где взять ресурсы, я имею в виду не нефть и газ, а то, что делает экономику конкурентоспособной?

Сегодня много пишут и говорят о том, что Россия может заменить западный вектор на восточный. И вроде бы этому приходят подтверждения. Так, в ближайший год Роскосмос закупит в КНР микроэлектроники на миллиард долларов. Она сможет заменить компоненты, которые Россия не сможет закупать из–за санкций западных государств. В частности, этой весной американское аэрокосмическое агентство NASA объявило о прекращении сотрудничества с Россией — и, как видим, его место тут же было занято китайскими производителями.

Но это не более чем вопрос бизнес–тактики. Никакой восточный вектор не прояснит европейскую стратегию как дальше сосуществовать на общем континенте. Не слишком ли опьянены европейцы духом конфронтации, включившись в торговые войны друг с другом? Пока торговые... Последние новости таковы. Российские авиавласти могут остановить часть европейских чартеров, изменить транссибирские маршруты и закрыть воздушное пространство для транзита украинских авиаперевозчиков. Данные действия могут стать ответом на санкции, принятые Евросоюзом в отношении авиакомпании «Добролет». Похоже, чашу санкций придется испить всем до дна — тем тяжелее будет похмелье.

P.S. Президент России подписал вчера указ об ответных мерах на санкции Запада — «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Владимир Путин запретил или ограничил на год ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против РФ.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия №148 (24529). Четверг, 7 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter