О легионерах в футболе

Две половинки одного поля

Когда–то у нас был один общий футбол — советский...

Когда–то у нас был один общий футбол — советский. В минское «Динамо» приезжали москвичи — Курненин, Пудышев, Байдачный — и врастали корнями в белорусскую землю. В обратном направлении ехали Шавейко, Горлукович, без труда ассимилируясь на новом месте. Такая интеграция была в порядке вещей, но однажды все изменилось и мы стали чужими. Первое время (по старой памяти, надо полагать) белорусы и россияне не считались в соседских чемпионатах легионерами, но время нивелировало и эту благость: с недавних пор в российской премьер-лиге белорусский футболист ничем не отличается от китайского или нигерийского.


Правила игры диктуют деньги


Ситуация такова, что финансовые возможности российских клубов сегодня идут вразрез с желаниями лиги видеть в командах как можно больше собственных воспитанников — молодых и талантливых отечественных футболистов. Пробить себе дорогу в основной состав с каждым годом им становится все труднее, засилье легионеров очень приличного уровня асфальтом утрамбовывает весь некогда плодовитый российский футбольный чернозем. Растить и пестовать своих становится делом хлопотным и долгим, гораздо проще отслюнявить на трансферные нужды пару дополнительных миллионов и оптовой закупкой закрыть все проблемные позиции. Или переманить юных ребят из соседних регионов, отделенных сегодня от России границей, но ментально еще носящих знак своих, ведь вымыть из сознания 70 лет единой и неделимой системы в масштабах СССР не так–то просто. Но, как известно, на каждое действие есть противодействие, и в руководстве РФПЛ отчаянно пытаются закрыть шлюз и хоть как–то сдержать поток хлынувшей на поля иностранной силы. Лимит на легионеров — опция самая популярная, проверенная и наиболее часто используемая для защиты собственных интересов. На данный момент клубы премьер–лиги могут одновременно выставлять на матч не более 7 легионеров, а за тренера–иностранца полагается платить немалую подать. Обойти это препятствие — дело чести для многих сноровистых председателей клубов. И они в этом стараются преуспеть. Преследуя исключительно собственные выгоды.


Ты будешь счастливым самым


Вряд ли сборную России всерьез интересует юный защитник сборной Беларуси (U–19) Михаил Бабичев. Он еще слишком молод, чтобы делать относительно его футбольного будущего какие–либо определенные выводы. А вот «Рубин» в силу легионерской квоты в нем перспективно заинтересован, и в Казани дальновидно предложили Михаилу отказаться выступать за сборную Беларуси уже сейчас, чтобы лишить его статуса иностранца в будущем. Искушение обычно ведется привычными и проверенными веками способом: лестью и шуршанием купюр. Вместе они дают результат поистине чудесный: устоять против соблазна слабые юношеские характеры, как правило, не в состоянии. Как оно у Миши дальше сложится в «Рубине» и вообще в России — вопрос открытый, но для клуба подстраховаться — себе дешевле. Как говорится, ничего личного, только бизнес. И кому какое дело, как шаг отказа от страны и своих корней повлияет на дальнейшую судьбу юноши? Таких отказников история знает много, но все они потом так или иначе о своих поступках жалели. В большей или меньшей степени. На днях Бабичев прислал в АБФФ заявление о том, что намерен принять российское гражданство и отказывается выступать за сборную Беларуси. Федерация спускать историю на тормозах не намерена. На ее запрос в соответствующие органы пришел ответ, что с заявлением о выходе из белорусского гражданства Бабичев не обращался. А без этого, следовательно, он не может пока получить и российское подданство. За неявку в сборную Беларуси футболисту грозит дисквалификация, но пока об этом думать не хочется: работа ведется в направлении того, чтобы футболиста вразумить и вернуть «в семью». Будем надеяться, что это удастся. Для общего блага.


Академия талантов


Бабичев в своем юном возрасте хоть и не хватает пока больших звезд с неба, но перспективы у парня просматриваются. В прошлом году Михаил вместе со своим товарищем по команде «ПМЦ–Поставы–95» Игорем Пуковым проходил просмотр в московском «Спартаке», а в чемпионате Беларуси среди юношей был одним из основных игроков родного клуба. Думается, будет уместным сказать здесь несколько слов о футбольной академии города Поставы.


Уникальная для наших мест база создана в Поставах на территории и на средства ЧПУП «Поставский мебельный центр», владельцем которого является отец Михаила — бизнесмен Анатолий Бабичев. Совсем недавно в городе существовал и взрослый клуб «ПМЦ–Поставы», однако в силу затратности предприятия руководством было принято решение закрыть проект и сконцентрироваться на развитии и подготовке юных футболистов. И, надо сказать, в Поставах в этом здорово преуспели. Инфраструктура в академии такая, что позавидовать могут клубы высшей лиги. Инвестиции — частные, а потому средства расходуются рачительно и только во благо — никакого пустого проедания и осваивания бюджетов. При этом на сборы и товарищеские матчи (среди соперников — «Зенит» и Спартак») детишки ездят в Италию. Недавно в стенах академии открылся интернат на 30 мест для иногородних ребят. Главный тренер — известный в недавнем прошлом витебский футболист Сергей Ясинский. О том, что в Поставах все серьезно, говорит хотя бы тот факт, что коренной витебчанин Ясинский на месте своей новой работы успел пустить корни:


— Первые полгода жил один в гостинице ПМЦ, теперь мне выделили 2–комнатную служебную квартиру. Она находится в здании футбольной академии. То, что произошло с этим зданием у меня на глазах, — фантастика. Из разрушенного оно превратилось в современное и пригодное для жизни и работы сооружение. А еще два года назад здесь не было пола, из окон вылетали птицы. Как только я обустроился в Поставах, пригласил погостить на летние каникулы сына. Он когда–то занимался футболом, но к тому времени бросил. Я предложил ему потренироваться вместе с ребятами, Павлу понравилось. Более того, оказалось, что и он не потерян для футбола. Так ко мне переехал жить сын. А год назад к нам присоединилась и моя жена. Она работает воспитателем в общежитии академии для приезжих ребят. Так моя семья и работа воссоединились в Поставах.


— Какое будущее ждет поставских футболистов? За какие клубы играют выпускники академии 1995 года рождения?


— Кирилл Сидоренко уехал в «Амкар», Михаил Бабичев — в «Рубин». Неплохо устроились Алексей Петренко — он в БАТЭ, Александр Кучеров — в «Динамо» из Минска. Они входят и в юношескую сборную Беларуси. Семь человек играют за различные молодежные составы первенства Беларуси, еще на двоих футболистов пришел запрос из могилевского «Днепра».


Работа в поставской академии кипит, а результаты — растут. Сегодня Ясинский ведет команду 1997 года рождения и, говорят, талантов там не меньше. Вопрос в том, чтобы суметь их потом сохранить для своего футбола.


Скверное дело


Случаи промывания мозгов нашим талантливым хлопцам на предмет смены гражданства наверняка еще будут. Для того чтобы попытаться их минимизировать, нужно подобные попытки предвидеть и попытаться пресекать на корню. В волейболе этого сделать не смогли, и российские деньги уже давно вымывают с наших плодовитых почв самые крупные самородки, которые теперь блестят на российской короне. Защита собственных интересов важна и в отношении самих игроков, которые, поддавшись на щедрые посулы, часто ломают свои судьбы, что можно проследить на примере Алексея Сквернюка. Он в свое время считался едва ли не Моцартом белорусского футбола, а теперь никому особо не нужен и в родной стране считается легионером. Когда переезжал играть в Самару, ему сделали российский паспорт. А через три года, когда Сквернюк подписывал новое соглашение, он по увещеванию новых работодателей решил и вовсе отказаться от прежнего паспорта. В Беларусь из Самары даже приезжала специально обученная дама, которая занималась вопросами отказа от гражданства. Вернуть ситуацию в прежнее русло теперь совсем непросто, Сквернюк мается без дела, поддерживая форму в «Городее» (легионеры в первенстве первой лиги играть права не имеют), а в Самаре про такого футболиста и думать забыли.


Мы с тобой одной крови


Беларусь и Россия столь тесно переплетены вместе исторически, что разорвать эти связи можно только с кровью. Отсюда, наверное, и такая жгучая реакция на разного рода запреты, ущемляющие права, возводящие добрососедские отношения до уровня склок и косых взглядов. Однако несмотря на все препоны, в российском футболе белорусский след по–прежнему остается весьма и весьма заметным. И тренерский в том числе. Леонид Кучук возглавил «Локомотив» и, кажется, сумел, наконец, вывести этот паровоз с запасного пути. Олег Кононов стал недавно тренером «Краснодара», и дела у его команды тоже пошли на лад. Кстати, недавно «Краснодар» победил тот самый казанский «Рубин» — 1:0. Помимо собственно футбола, на пресс–конференции Кононову журналисты задали и такой вопрос:


— У вас пока нет российского гражданства, и вы заявлены за «Краснодар» только старшим тренером, так как президент клуба Сергей Галицкий принципиально против введенного РФС налога на наставников из–за рубежа. Как вы сами относитесь ко всей этой истории?


— Спокойно. Когда все начиналось, Галицкий дал понять, что если я против статуса старшего тренера, то он заплатит, хотя и не согласен с тем, как все выстроено в этой истории и что вокруг моей заявки происходит. Я ответил, что вправе называть себя россиянином. Да, я работал в Беларуси, Молдове и Украине — там, где был востребован. Но я родился и учился в России. Окончил смоленский вуз, получал российскую тренерскую лицензию и подтверждал ее здесь. И теперь, когда истечет срок ее действия, поеду на курсы в ВШТ в Москву. Я давно собирался восстановить свое российское гражданство, на что имею право по закону, но не хватало то времени, то настойчивости.


Родина одна, а паспортов может быть много


Все эти «игры патриотов» прямым образом затрагивают наши интересы. Игроков — в частности и футбол — в целом. С одной стороны, закрытые шлюзы фильтруют на выходе наших футболистов, заставляя их оседать в родном первенстве (в премьер–лигу теперь могут уехать лишь самые лучшие, а не все подряд). Но с другой — есть опасность того, что богатые российские клубы попытаются на корню перекупать наши юные таланты, в раннем возрасте забирая их в свою структуру и делая им российское гражданство.


АБФФ, пытаясь заочно повлиять на ситуацию, в начале нынешнего сезона сделала в адрес российских коллег тонкий реверанс. В регламент первенства была внесена поправка о том, что российские и казахстанские футболисты легионерами в Беларуси не считаются. Такая привилегия этим футболистам была дана потому, что их страны входят в Таможенный союз. В федерации не скрывали, что надеялись на ответные шаги от РФС, но, увы, таковых не последовало. Позиция россиян в этом вопросе осталась по–прежнему непреклонной. Как продолжается и противостояние с клубами премьер–лиги.


Александр Мартынович, подавая в мае этого года гражданский иск против действующих в российском футболе правил, попытался встать на пути мощного потока двух противоборствующих финансовых интересов. Вряд ли он думал при этом о широких задачах защиты прав человека и белорусского футбола, скорее, преследовал свои личные цели. Однако это не важно, так как капитан «Краснодара» и сборной Беларуси быстро понял, чем ему грозит такая смелость, и, не дожидаясь судебного рассмотрения, от своих претензий быстренько отказался. Суть же их, напомним, была такова. В 2011 году, через год после перехода в «Краснодар», Мартынович получил российское гражданство. Согласно действовавшим на тот момент нормам регламента российского чемпионата белорус избавился от статуса легионера и перестал подпадать под лимит на иностранных игроков. На радость себе и клубу. Однако летом 2013 года исполнительный комитет РФС утвердил поправки в регламент, ограничивающий права игроков с двойным гражданством. Теперь легионерами считаются те футболисты, которые не имеют права выступать за сборную России. И Мартынович, в числе многих других, вновь попал под ограничение для «варягов». К вящему огорчению своему и клуба «Краснодар». Более того, наш защитник мог нарваться еще и на длительную дисквалификацию, так как РФС прикрыл себя со всех сторон и его нормы запрещают футболистам при разрешении споров прибегать к помощи гражданского судопроизводства! И никакие доводы, дескать, в союзном государстве России и Беларуси граждане двух стран имеют одинаковые права, что в европейском футболе граждане ЕС легионерами не считаются, Российский футбольный союз не волнуют.


Здесь свои законы и свои интересы. Ничего личного, только бизнес.

 

Советская Белоруссия №187 (24324). Пятница, 4 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter