ДОСААФ: какой спорт интересен молодежи и за какие острые ощущения белорусы готовы платить деньги

ДОСААФ: готов к труду и обороне

Какой спорт интересен молодежи и за какие острые ощущения белорусы готовы платить деньги?
Подойти к двери. Проверить крепление карабина, блокировку запасного парашюта. По команде «пошел» отделиться. Отсчитать три секунды (почему–то трехзначными числами) — «121», «122», «123», выдернуть кольцо... Все это крутилось в голове, пока самолет набирал высоту. Рядом Дима, у него сотни прыжков. Он, кажется, спокоен и даже пытается шутить. Мне не до шуток: прыгать или нет? Как я вообще оказалась на Ан–2 с парашютом за спиной? В ДОСААФ просто предложили посмотреть их структуру... изнутри. Да и разве я знала, поднимаясь на борт самолета, что брошенная в шутку фраза «А парашютик не подкинете?» будет воспринята столь буквально.


Целая армия водителей


А ведь всего за день до этого председатель центрального совета ДОСААФ генерал–майор запаса Иван Дырман за чашкой чая рассказывал мне, что оборонное общество среди гособъединений самое массовое: «Более 128 тысяч участников, а в спортивных секциях, которые есть уже почти в каждом райцентре, занимается без малого 22 тысячи человек. Причем сама система выстроена так, что, придя спортсменом–любителем, любой может попасть в национальную сборную». Из 50 тысяч специалистов, подготовленных ДОСААФ в прошлом году, 45 тысяч — автомобилисты. Именно здесь учат 57 процентов водителей автобусов от общего количества по стране, 49 процентов водителей большегрузов и 33 — категории «В». В этом году структура намерена еще больше улучшить качество подготовки.

От знакомых слышала: мол, хочешь получить права — иди в любую автошколу, хочешь научиться ездить — иди в ДОСААФ. И я пошла, в минский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов оборонного общества. Директор центра генерал–майор в отставке Анатолий Степук приглашает в просторный класс, где как раз занимались будущие автомобилисты. Тема: дорожные знаки. «У наших мастеров не забалуешь. Что называется, от корки до корки и от зари до зари», — шепнул на ухо Анатолий Яковлевич, показывая на серьезного преподавателя Павла Снытко. — А после каждой темы — зачет». Его–то теперь и сдавала за компьютером Кристина Лисовец: «У меня должок, вот и отрабатываю. За десять минут нужно ответить на десять вопросов. Самое сложное для меня — остановки, развороты, обгоны». Девушка признается, что автошколу выбрала по совету друзей: мол, сильные преподаватели с огромным опытом и своей системой обучения, которая усваивается легко.

В конце класса — макет настоящего двигателя в разрезе. Точнее, все то, что обычно находится под капотом и, казалось бы, меньше всего интересует водителя в юбке. «Как бы не так, — парировал руководитель центра. — Нашим курсанткам интересен и воздушный фильтр, и амортизаторы, и подвеска, и как замеряется уровень масла». Еще один тренажер был в соседнем помещении: водительское кресло, руль, педали, коробка передач, вместо лобового стекла монитор. Здесь курсантов тестируют перед первым практическим занятием. Я тоже присела, любопытно. «Кхе... Для начала надо бы сдвинуться с места», — хихикнув, подсказывает кто–то и поворачивает ключ. Затем этот кто–то помогает найти педаль сцепления, нейтралку. А передо мной на экране уже дорога... В общем, тут занимаются до тех пор, пока не будут готовы сесть за настоящий руль.


Минская автошкола ДОСААФ: недавно в МРЭО теорию с первого раза сдало 96 процентов нашей группы, практику — 75.


Между прочим, в автошколах ДОСААФ регулярно проверяют и знания педагогов. А заодно контролируют их на маршрутах, анонимно анкетируют курсантов, анализируют ДТП, а на сдачу в ГАИ устанавливают в машинах видеорегистраторы, рассказывает Анатолий Степук. «За своих преподавателей могу поручиться. К слову, на прошлой неделе в МРЭО теорию с первого раза сдало 96 процентов нашей группы, практику — 75. Лично мое мнение: я бы закрывал те автошколы, которые слабо учат. В России это нормальная практика». Анатолий Яковлевич не исключает, что его структура может заняться и контраварийным вождением: «Вовсе не обязательно вводить отдельные курсы, достаточно дополнительных занятий. Мастера и программа уже есть, на автодромах потихоньку обустраиваем соответствующие участки».

В этом году также могли бы появиться курсы повышения квалификации автомобилистов по перевозке пассажиров. Согласитесь, на фоне постоянных аварий с общественным транспортом шаг нужный. Сертификат на новый вид оборонное общество получило, переоборудовало 22 автодрома, закупив с десяток автобусов. Однако пока белорусские перевозчики не торопятся отправлять на допобучение своих водителей, поскольку для них требование повышать квалификацию раз в пять лет появилось в 2014 году (раньше подобной нормы вообще не было). Вот, видимо, и не спешат, экономят, откладывая на последний момент. Хотя рекомендации по поводу планомерного обучения со стороны Минтранса уже были.

Разгон взят


Многие технические виды спорта могли быть упущены, если бы не принятая вовремя госпрограмма развития ДОСААФ на 2014 — 2018 годы, признается Иван Дырман: «Возьмем мотобол. В стране ведь оставалось всего три клуба, которые могли выходить на соревнования, — не было техники. Или мотокросс. Нужно два мотоцикла, чтобы отправить спортсмена на международные соревнования — а это 25 тысяч долларов. Еще один — для тренировки. Госпрограмма позволила не только привести в порядок площадки, классы, трассы, но и закупить мотоциклы, спорткарты, спортивные автомобили, парашютные системы и другое. В итоге мы создали 54 новые секции, а это без малого две тысячи учеников. И теперь, помимо дисциплин автомобильного, мотоциклетного, стрелкового, судомодельного, подводного, авиационного и прочих видов спорта, у нас появились лазертаг, пейнтбол, страйкбол. Все это очень интересно молодежи».

Воспитанник спортшколы  Роман Лисица на тренировке.

Роман Лисица и Александр Войнилович после тренировочной гонки на картах приводили технику в порядок. «И охота вам в такую погоду по грязи гонять?» — хотела было спросить я, однако, глядя на испачканных и мокрых с ног до головы, но таких счастливых парней, передумала. «А у нашего брата вместо крови — бензин», — словно прочитав мои мысли, отшутился Дмитрий Клишевич, директор СДЮСШ по автомотоспорту. Парни и педагоги долго рассказывали мне о гоночных машинах, о правилах безопасности и первом опыте езды. О том, как сложно на высокой скорости входить в повороты и каково это — подниматься на первую ступень пьедестала. Однако все это потом, а прежде — обучение азам и тренировки, тренировки... Старший тренер–преподаватель Александр Пустохот говорит, что на картинг набирают детей с шести лет: «Ребята при деле, родители рады, что их чада оторвались от компьютеров. Я и сам в этой школе занимался с 1980 года, а работаю тут с 1991–го. Моя первая серьезная победа — среди юношей на чемпионате Советского Союза».

Тренер по мотокроссу  Алексей Мошок. В умелых руках эти мотоциклы преодолеют любое препятствие вплоть до езды по вертикальной стене.

Алексей Мошок, тренер по мотокроссу, как раз гонялся по площадке за своими воспитанниками из младшей группы. Точнее, это выглядело так. На самом же деле шло практическое занятие. На «Ямахе» — шестилетний мальчишка. Он уже знает, что такое газ и тормоз, теперь привыкает к реву мотора, движению и остановке. Сам, разумеется, пока не ездит: придерживая транспорт маленького ездока, следом бегает тренер. Дальше в боксах стоят мотоциклы старших групп и техника титулованных спортсменов. Директор спортшколы нежно погладил металлический корпус: «Высший пилотаж, австрийская техника линейки КТМ. В умелых руках эти мотоциклы преодолеют любое препятствие вплоть до езды по вертикальной стене. Попробуем?» Заманчиво, но в другой раз.

Свадьба в небесах


6-армия-общество-досааф12-090216 (Копировать) (3).jpg
Юрий Стефанович, старший инструктор парашютно-десантной подготовки: «А теперь раз сто потренируемся в точности приземления».
И снова самолет. Снова небо, парашют, девушка. Кстати, аэроклуб на Боровой, над которым теперь кружил наш Ан–2, отлично знают не только профессиональные парашютисты, но и любители острых ощущений. Юрий Стефанович, старший инструктор парашютно–десантной подготовки, мастер спорта, еще на земле показывал мне видео, на котором парни делают в небе предложения и даже женятся: «Арендуют самолет, там расписываются, обмениваются кольцами, а потом всем рассказывают, что их повенчали небеса. Кто–то дарит прыжок на день рождения или просто устраивает романтическую прогулку по небу. Новички предпочитают прыгать с инструктором... Между прочим, желающих много, очередь на три месяца вперед. Стоимость прыжка — миллион». Вот честно: ни за какие деньги не шагнула бы сейчас, на высоте 900 метров, за дверь нашего старичка–«антоши». «Ну что, все готовы?» — прогремело, казалось, где–то далеко. На самом деле у самого уха. «Конечно же, не все!» — едва не выкрикнула в ответ, но зачем–то поднялась и шагнула вперед... «Ладно, ладно, — потянул обратно инструктор. — Мы вас просто проверить решили. А будете готовы — милости просим».

Несмотря на то что в ДОСААФ уже сделано многое, планы еще более амбициозные. Это и строительство к 2018 году в Слуцке стадиона для мотобола. В Стайках — единственного в Европе спортивно–технического комплекса, где можно будет проводить соревнования европейского уровня. На минской улице Казинца скоро появится центр по судомодельному спорту. А к Дню Победы и 90–летию ДОСААФ впервые для Беларуси пройдут международный авиаперелет и автопробег. Программа обещает быть интересной.

ЦИФРА «СБ»

В 2015 году спортсмены оборонного общества завоевали на чемпионатах мира, в кубках мира и Европы 117 золотых медалей, 82 серебряные и 71 бронзовую.

В НЕБЕ

В авиации ДОСААФ шесть аэроклубов с профессиональными летчиками–инструкторами. В прошлом году досаафовские специалисты налетали 5.920 часов, парашютисты выполнили 19 тысяч прыжков. У Димы Ищенко на днях был его 520–й: «В моем наборе было 100 человек от 15 до 18 лет. Сначала два месяца теории: изучали парашюты, самолеты, правила прыжка, как приземляться, как действовать при отказе системы. Затем — зачеты, медкомиссия и первые прыжки с самолета. Ну а потом прыгал, пока не научился стабильно падать. Тогда и перешел на спортивную парашютную систему». Теперь Дима в воздухе выделывает такие кренделя, что нам и не снилось. А в прошлом году его команда взяла первое место на чемпионате страны.

Складывание  парашюта — дело тонкое.


РАДИСТКА ЭН

Анна Шевеленко в секцию скоростной радиотелеграфии пришла еще в детстве. Сегодня четырехкратная абсолютная чемпионка мира рассказывает: «Самое сложное — усидеть, а выучить азбуку Морзе — это как научиться стоять на коньках. На соревнованиях же нужно с помощью электронного ключа с максимальной скоростью (более 250 знаков в минуту) передать цифровое, буквенное или смешанное сообщение. Безошибочно принять и отправить свой позывной. Кто быстрее и точнее, тот и победитель». Кстати, из 16 мировых рекордов, которые официально ведет Международная федерация радиоспорта, 11 поставили белорусские спортсмены. Из 56 комплектов медалей с чемпионатов мира наши «скоростники» привозят 48 — 52.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 33 (24915). Суббота, 20 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter