Дома и стены помогают

Пенсионер Владислав Пилячинский из деревни Свирки Докшицкого района душой переживает за все, что происходит в его родной деревне...

Мне, стопроцентному горожанину, незнакомо чувство ностальгии по свежевскопанным грядкам, парному молоку и утреннему крику петуха. А вот пенсионер Владислав Пилячинский из деревни Свирки Докшицкого района, 16 лет отработавший бригадиром в колхозе «Красное знамя», душой переживает за все, что происходит в его родной деревне. «Ферма у нас осталась, а работников нет, — пишет он в письме в «СБ». — Большинство доярок привозят из соседнего агрогородка Парафьяново, хотя пустующих домов в Свирках предостаточно. Поселить бы туда работников — была бы перспектива у деревни. Больно видеть, как она приходит в упадок».


Соседи Владислава Витольдовича тоже оставили недавно доставшийся по наследству дом в Свирках и уехали в Парафьяново.


— Я прекрасно понимаю, что в агрогородке — амбулатория, баня, детсад, школа, почта, сельсовет. В Свирках сейчас только магазин остался, — встретив меня у калитки, сокрушается автор письма. — Однако эта хата простоит еще долго и стены в ней ходуном от сильного ветра не ходят, как в некоторых современных домиках. Если бы руководство ОАО «Докшицкий райагросервис», которому принадлежит ферма, вместе с райисполкомом создали здесь приемлемые условия для жизни, глядишь, и люди бы здесь оставались, и деревню бы сохранили...


...За каких–то три десятка лет население Свирков сократилось более чем со ста человек до пятидесяти. Мы идем по заасфальтированной улице, которая по вечерам хорошо освещается, и мой провожатый буквально про каждый второй дом говорит: здесь хозяева умерли, здесь — уехали, здесь — продали жилье под дачу. Покосившиеся стены, амбарные замки на дверях... Три дома, принадлежащие райагросервису, вид, к сожалению, имеют совсем непрезентабельный. Один до недавнего времени и вовсе пустовал.


— Когда мне в Свирках в 1999 году колхоз дом купил, обещали ремонт сделать, но затем в хозяйстве произошла реорганизация и про обещания, видимо, забыли, — жалуется доярка Лариса Харибина, считающая свое служебное жилье далеко не идеальным. — Дали мне лишь ДВП, обои. Хотя тут бы еще окна поменять, воду подвести. Ферма под боком. Удобно, когда на утреннюю дойку вставать в полшестого.


Лариса говорит, что некоторые из ее бывших и настоящих коллег тоже не против были бы жить в Свирках. Но кто–то уже получил жилье в Парафьяново (зачем возвращаться?), кто–то, не дожидаясь решения жилищного вопроса, уволился.


Доярке Леокадии Суровцевой и ее мужу Андрею Андроненко, который, к слову, вместе с ней на ферме трудится, в Свирках тоже нравится. И они волнуются, что повышенное внимание местной власти к развитию агрогородков оставит их деревню без перспективы. А супруги переезжать не собираются.


— У нас свиньи здесь, корова, конь. На новом месте еще обживаться надо, — по–житейски мудро рассуждает Леокадия Суровцева. — Тут ферма рядом, на автобус утром и вечером торопиться не нужно.


Когда Владислав Пилячинский работал на ферме, все тамошние доярки жили в Свирках.


— Почему сегодня то же самое нельзя сделать? — не понимает он и приводит последний аргумент: — Глядишь, сельхозпредприятие сэкономило бы на подвозке работников солидную сумму.


В Докшицком райисполкоме к предположению пенсионера относятся скептически.


— На автобусе райагросервис не только доярок в Свирки возит, но и других людей, которые из Докшиц на работу в Парафьяново едут, где центральная усадьба хозяйства, — не скрывает первый заместитель председателя райисполкома и руководитель райсельхозпрода Наталья Бортник. — В месяц на подвозку тратится 120 тысяч рублей. А один построенный дом обойдется более чем в 200 миллионов. Да и немного желающих обосноваться в Свирках, когда в двух километрах, в Парафьяново, уже есть развитая инфраструктура.


Все эти аргументы хорошо известны автору письма. В глубине души он с ними где–то, может быть, и соглашается. Но Владислава Витольдовича и других его земляков больше расстраивает, когда о родных Свирках говорят как о неперспективной деревне: мол, через какое–то время она вообще перестанет существовать как населенный пункт...


В райисполкоме, узнав о тревогах сельчан, успокоили: пока в Свирках работает молочнотоварная ферма, деревня будет жить.


...Обратная дорога у меня получилась длинной. Когда за окном стемнело, в салоне автобуса словно по заказу зазвучала старая добрая песня: «...Снится мне деревня. Отпустить меня не хочет родина моя».


Справка «СБ»


За 2005 — 2008 годы в Витебской области построено 147 агрогородков. 7 из них — в Докшицком районе. В 2009 — 2010 планируется обустроить еще 109. В Докшицком районе — 5.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter