Суть договора депутатам разъяснил Сергей Румас, представляющий нашу страну в Совете Евразийской экономической комиссии. Документ получился весьма внушительный: 118 статей и 34 приложения. Их реализация выводит таможенную «тройку» на принципиально новый уровень интеграции. Договор четко фиксирует принцип свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между нашими странами. Эксперты подсчитали и ожидаемые выгоды. Если сейчас совокупный объем экономик стран–участниц составляет 2,2 триллиона долларов, то к 2030 году интеграционный эффект в виде прироста ВВП добавит еще 900 миллиардов. Такой рост, естественно, отразится и на уровне жизни наших народов. Но ряд моментов вызывает обеспокоенность депутатов.
Прежде всего речь идет о так называемом налоговом маневре со стороны России. Он подразумевает резкое снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых примерно в 1,7 раза. Такой «кульбит» рикошетом ударит по белорусским нефтепереработчикам, а через них и по республиканскому бюджету. Ведь увеличение налога автоматически ведет к росту цены на сырую нефть. Финансовые потери для нашей страны оцениваются в один миллиард долларов. А ведь на днях в Парламент должен поступить проект республиканского бюджета на будущий год. И опасения депутатов вполне понятны. Так, Виталий Бусько поинтересовался, какой выход видит Правительство из создавшегося положения. Не придется ли переверстывать бюджет–2015? Сергей Румас был настроен оптимистично:
— Мы предложили российским партнерам вывозные таможенные пошлины на нефть, причитающиеся России, полностью оставлять в белорусском бюджете и сохранить эту схему до 2017 года с расчетом на то, что к этому времени белорусские НПЗ закончат модернизацию. Это позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов и уменьшить негативное влияние налогового маневра для нашей страны.
На момент подписания номера результаты переговоров в Москве по этому вопросу были неизвестны. Но в самой России, кажется, все больше начинают понимать, что сейчас не самое удачное время для налоговых экспериментов в главной бюджетообразующей отрасли страны.
Депутаты Николай Иванченко, Валерий Гайдукевич и другие высказывали опасения по поводу того, что в договоре создание единого рынка газа растянуто до 2025 года. Не приведет ли это в будущем к новым трениям и спорам? Сергей Румас заверил, что условия поставок газа и принципы ценообразования прописаны до 2032 года. И здесь никаких неожиданностей быть не должно.
Парламентарии высказали еще одну тревогу: готовы ли мы к созданию единого финансового рынка? Все–таки финансовый и банковский потенциал Беларуси, России и Казахстана несопоставим. Выход нашли в поэтапной гармонизации законодательства. Этот процесс продлится до 2025 года. Стало быть, и вопрос введения единой валюты до этого времени обсуждать бессмысленно, считают специалисты.
Главный итог дискуссии очевиден: любая интеграция — это всегда дорога с двусторонним движением. Создание общего рынка влечет не только преимущества, но и определенные риски. С одной стороны, наши предприятия получают упрощенный доступ на 170–миллионный рынок. С другой — должны быть готовы, что и к нам придут мощные российские и казахстанские компании. И выбирать изюм из булочек в данном случае ни у кого не получится. Но любая страна вправе рассчитывать на справедливые правила игры и соблюдение ранее достигнутых соглашений.
konon@sb.by
Советская Белоруссия №190 (24571). Суббота, 4 октября 2014