В Палату представителей на ратификацию поступил Договор о Евразийском экономическом союзе

Договор дороже денег

В Палату представителей на ратификацию поступил Договор о Евразийском экономическом союзе. Президенты Беларуси, России и Казахстана подписали этот документ 29 мая в Астане, и теперь по регламенту его должны утвердить парламенты трех стран. Российские и казахстанские депутаты сделали это в конце сентября. Но это вовсе не значит, что наши должны сломя голову догонять своих коллег. Ведь ратификация договора, по сути, означает, что обратного хода уже не будет. Поэтому на данном этапе очень важно еще раз тщательно все взвесить, скрупулезно просчитать возможные риски и потери, чтобы завтра не кусать локти. Как отмечал ранее наш Президент, при ратификации договора обязательно надо исходить прежде всего из национальных интересов. А потому неудивительно, что вчера на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам с участием спикера Владимира Андрейченко состоялась довольно острая дискуссия на эту тему.

Суть договора депутатам разъяснил Сергей Румас, представляющий нашу страну в Совете Евразийской экономической комиссии. Документ получился весьма внушительный: 118 статей и 34 приложения. Их реализация выводит таможенную «тройку» на принципиально новый уровень интеграции. Договор четко фиксирует принцип свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между нашими странами. Эксперты подсчитали и ожидаемые выгоды. Если сейчас совокупный объем экономик стран–участниц составляет 2,2 триллиона долларов, то к 2030 году интеграционный эффект в виде прироста ВВП добавит еще 900 миллиардов. Такой рост, естественно, отразится и на уровне жизни наших народов. Но ряд моментов вызывает обеспокоенность депутатов.

Прежде всего речь идет о так называемом налоговом маневре со стороны России. Он подразумевает резкое снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых примерно в 1,7 раза. Такой «кульбит» рикошетом ударит по белорусским нефтепереработчикам, а через них и по республиканскому бюджету. Ведь увеличение налога автоматически ведет к росту цены на сырую нефть. Финансовые потери для нашей страны оцениваются в один миллиард долларов. А ведь на днях в Парламент должен поступить проект республиканского бюджета на будущий год. И опасения депутатов вполне понятны. Так, Виталий Бусько поинтересовался, какой выход видит Правительство из создавшегося положения. Не придется ли переверстывать бюджет–2015? Сергей Румас был настроен оптимистично:

— Мы предложили российским партнерам вывозные таможенные пошлины на нефть, причитающиеся России, полностью оставлять в белорусском бюджете и сохранить эту схему до 2017 года с расчетом на то, что к этому времени белорусские НПЗ закончат модернизацию. Это позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов и уменьшить негативное влияние налогового маневра для нашей страны.

На момент подписания номера результаты переговоров в Москве по этому вопросу были неизвестны. Но в самой России, кажется, все больше начинают понимать, что сейчас не самое удачное время для налоговых экспериментов в главной бюджетообразующей отрасли страны.
Депутаты Николай Иванченко, Валерий Гайдукевич и другие высказывали опасения по поводу того, что в договоре создание единого рынка газа растянуто до 2025 года. Не приведет ли это в будущем к новым трениям и спорам? Сергей Румас заверил, что условия поставок газа и принципы ценообразования прописаны до 2032 года. И здесь никаких неожиданностей быть не должно.

Парламентарии высказали еще одну тревогу: готовы ли мы к созданию единого финансового рынка? Все–таки финансовый и банковский потенциал Беларуси, России и Казахстана несопоставим. Выход нашли в поэтапной гармонизации законодательства. Этот процесс продлится до 2025 года. Стало быть, и вопрос введения единой валюты до этого времени обсуждать бессмысленно, считают специалисты.

Главный итог дискуссии очевиден: любая интеграция — это всегда дорога с двусторонним движением. Создание общего рынка влечет не только преимущества, но и определенные риски. С одной стороны, наши предприятия получают упрощенный доступ на 170–миллионный рынок. С другой — должны быть готовы, что и к нам придут мощные российские и казахстанские компании. И выбирать изюм из булочек в данном случае ни у кого не получится. Но любая страна вправе рассчитывать на справедливые правила игры и соблюдение ранее достигнутых соглашений.


konon@sb.by

Советская Белоруссия №190 (24571). Суббота, 4 октября 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter