Дневники натуралиста

К специалистам Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам мы, люди далекие от науки, обращаемся довольно часто. Как только замечаем в живой природе что-то аномальное, тут же адресуем свои вопросы экспертам.

жизнь-научный-центр10-200117 900.jpg

И менно они несколько лет назад объясняли, почему страну атаковали полчища комаров, им звонили раздосадованные рыбаки с вопросом, куда исчезли раки из водоемов. Случаи рядовые, но без авторитетного мнения не обойтись. Хотя проблемы, над которыми сегодня работают научные сотрудники 14 лабораторий и секторов центра, значительно серьезнее. К поискам решений каждый год присоединяется все больше влюбленных в науку людей: в магистратуру и аспирантуру – конкурс. Причем побороться за право продолжать обучение именно в нашей стране готовы и иностранцы. Стоит ли говорить об интересе, который вызывает Научно-практический центр Академии наук по биоресурсам у молодых ученых?

Каролина Сливинска, младший научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии, в НПЦ по биоресурсам приехала из Польши, чтобы исследовать важную и актуальную как для Беларуси, так и для ее страны проблему – исчезновение популяций речных раков. Чаще всего популяции этих членистоногих гибнут из-за рачьей чумы: заболевание способно истребить сотни особей всего за пару дней. Но, несмотря на катастрофические для вида последствия, до сих пор у нас в стране фундаментальных исследований на эту тему не проводили. Каролина в двух словах обрисовывает проблему, доставая из банки со спиртовым раствором так называемый материал:

– Вот смотрите, у рака на панцире могут появиться черные пятнышки. Это означает, что, скорее всего, у особи есть иммунологический ответ на рачью чуму, и с заболеванием он теоретически мог бы справиться. Пятнышки вместе с кусочками панциря я снимаю и исследую в лаборатории, используя современные методы молекулярной диагностики. Кстати, благодаря таким исследованиям можно обнаружить носителя заболевания и среди здоровых раков.

жизнь-научный-центр01-200117 900.jpg

К слову, виноваты в мучениях наших широкопалых и узкопалых раков их заморские родственники – полосатые или сигнальные раки, случайно оказавшиеся на чужой территории. У них против чумы иммунитет, а «або­ригены» страдают. Можно ли как-то помочь? Этим сейчас и занимаются специалисты. Они разрабатывают способы молекулярно-генетического контроля над состоянием водоемов и ищут возможность снизить последствия проникновения инвазивного вида на территорию страны. Такие случайно занесенные человеком в новую среду обитания виды животных и растений – серьезные конкуренты для традиционных обитателей рек, озер, лесов и болот. У «пришельца» зачастую меньше врагов, он заставляет аборигенные виды уйти с территории и создает дисбаланс в экосистеме. О последствиях такого нашествия аспирант Андрей Макаренко знает не понаслышке: он тоже изучает раков, только предмет его исследований – амфиподы, небольшие членистоногие с тонким панцирем. Сегодня Андрей пытается понять, как меняются ареалы чужеродных и аборигенных видов разноногих ракообразных, оценивает, как влияет на наши виды чужеродная фауна и ищет пути минимизации ущерба от незваных гостей. В начале прошлого года Андрей вошел в число 82 аспирантов, которым были назначены стипендии Президента.

А вот младшего научного сотрудника лаборатории наземных беспозвоночных животных Екатерину Сетракову интересуют пауки, насекомые и прочие беспозвоночные. «Они могут быть невероятно полезны для человека», – рассказывает ученый и без тени сомнения берет в руки мохнатого паука, словно это безобидный котенок или щенок:

– Сегодня мы с коллегами работаем над проектом «Биологически активные вещества животного происхождения». В стране более 12 тысяч видов насекомых, и, без сомнений, в каждом из них есть биологически активные вещества: например, яды и токсины, которые можно использовать в фармацевтике, косметологии и других сферах. Сейчас изучаем потенциал наших видов. В последующем в сотрудничестве с химиками и биохимиками из других организаций НАН планируем получать полезные вещества. Вот этот «товарищ» (паук на фото) помогает нам в разработке методики получения ядов пауков. Таким образом, мы вполне можем достичь импортозамещения в некоторых сферах косметологии и фармацевтики.

жизнь-научный-центр07-200117 900.jpg

Сердце научного сотрудника лаборатории орнитологии Ивана Богдановича навеки отдано птицам. Не посвященного в птичью жизнь человека ученый может с ходу огорошить заявлениями типа «лебединой верности не существует», «а у галок превосходное чувство юмора». И сомневаться в его словах не приходится: создается впечатление, что Иван даже понимает особый язык своих крылатых подопечных. Сегодня он в основном изучает лебедей, и за время работы с этими птицами видел немало душевных сцен.

– Был самец, который сменил четыре самки за пять лет. Вот и говори потом о лебединой моногамии. Правда, помню случай: из-за людей погибла самка на зимовке, а ее партнер до самой кончины так и не завел себе новую пару. Вообще, когда работаешь с лебедями, понимаешь, что шаблоны могут разрушиться в любой момент.

Не так давно с коллегами ученый помогал рыбным хозяйствам оценить характер и степень ущерба, который наносят рыбоядные птицы: без научных знаний производственникам было трудно обойтись. Сейчас подразделение готовит материалы по созданию национального атласа гнездящихся птиц. Иван и его коллеги также отслеживают изменения в динамике миграции и гнездования птиц в следствие глобального потепления. Работы много, и к каждому проекту молодые ученые подходят с невероятным энтузиазмом. Ведь в науке по-другому быть не может.

Компетентно

жизнь-научный-центр06-200117-Edit 900.jpg

Елена Гайдученко, старший научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии, кандидат биологических наук, председатель Совета молодых ученых:

– Молодые ученые нашего центра работают над серьезными проектами, входящими в Государственные программы научных исследований, имеют собственные гранты на разработки, публикуются в научных журналах. Многих сотрудников сегодня интересует тема заселения нашей страны инвазивными видами. По территории Беларуси проходит два трансграничных водных коридора, а по ним из Черного моря в Балтийское сегодня активно мигрируют различные виды рыб. Мы начали исследовать влияние инвазивных видов на аборигенную фауну: это важно для понимания, смогут ли аборигенные виды существовать с чужеродными в одном пространстве. Полученные данные будут важны для всего мира. Мы способны предпринять меры для сохранения своего видового разнообразия. Нельзя оставлять такие вопросы без внимания ученых, и я верю, что в Год науки мы получим результаты.



Алла ГЛИНСКАЯ,
фото Артура ПРУПАСА
УНП 100217257

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter