Детективная история

На Первом канале недавно презентовали иронический детектив по романам Ольги ТарасевиЧ «Поцелуй Сократа»...

На Первом канале недавно презентовали иронический детектив по романам Ольги ТарасевиЧ «Поцелуй Сократа». В телесериале много узнаваемых деталей и персон из нашей действительности. Главные герои — журналистка Лика Вронская и криминалист Владимир Седов — знакомятся в Минске, в Национальной библиотеке. Это не случайно. Автор сценария — минчанка Ольга Тарасевич, журналистка и писательница. Но в оригинале герои произведений, по которым снято кино, все–таки живут в российских реалиях.


— Почему? — спросил я у Ольги.


— Ниша детективного жанра, в котором мне нравится работать, принадлежит российским издательствам. Связано это с экономическими факторами. Издержки на печать в России и Беларуси, предполагаю, одинаковы. Для того чтобы получить прибыль и заложить конкурентоспособную стоимость экземпляра книги, тираж романа должен быть около 10 тысяч экземпляров. Крупное московское издательство может реализовать свою продукцию на всем постсоветском пространстве. Белорусское издательство, не имеющее торговой сети за рубежом, издавая детектив, вынуждено продавать его на внутреннем рынке. Но такой тираж никогда не будет востребован: у нас другой масштаб страны. Издание книги меньшим количеством повысит стоимость одного экземпляра и чревато убытками. Поэтому авторы вроде меня вынуждены издаваться в России. Там, естественно, хотят читать о «своих» героях. Не вижу в этом никакой трагедии. Детектив или цепляет, или нет.


— В экранизации ваших романов герои перенесены в белорусские реалии. Как это случилось и почему кино не сняли в Москве?


— Права на экранизацию купила Белтелерадиокомпания. Ей и карты в руки. Кроме того, я живу в Беларуси, люблю свою страну. Для усиления этого эффекта действие фильма перенесено в Минск. Мне кажется, здорово увидеть потрясающую панораму Беларуси в масштабном 12–серийном телепроекте.


— Тем не менее почему главные роли все равно достались россиянам?


— Люди, которые занимались съемками, объяснили, почему так случилось. Кинопроизводство — очень дорогое удовольствие. Чтобы вернуть хотя бы часть затрат, фильм должен быть продан. Крупнейший покупатель продукции такого рода — российские каналы. А их тоже интересует рейтинг, прибыль. Фильм с российскими актерами имеет больше шансов собрать рекламу. Впрочем, как бы то ни было, главную роль в этом фильме, я считаю, исполнила вся Беларусь. Кроме того, также снимались лучшие белорусские актеры.


— Вы участвовали в их отборе?


— Нет. Каждый должен заниматься своим делом. У киноиндустрии есть свои законы, и их тоже надо изучать, прежде чем лезть со своими советами. Я в этом мало что понимаю. Кроме того, считаю главным для любого творческого человека не гражданство, не принадлежность к той или иной команде, а талант.


— Почему вы предпочли литературную работу в жанре детектива?


— Здесь есть место интриге, психологии и любви, его рамки не настолько тесны, как у других жанров.


— Вы моделируете детективные ситуации или сталкиваетесь с ними в реальной жизни?


— Боже упаси сталкиваться с такими темами в реальности!


— О чем ваши фильмы?


— Сперва о героях. В телесериале «Поцелуй Сократа» Владимира Седова играет Андрей Соколов. Вронскую — звезда театра и кино Елена Корикова. Лика — образованная девушка, авантюристка по натуре, Индиана Джонс в юбке. Как искусствовед она участвовала в международных археологических экспедициях, имеет множество знакомств в мире науки и искусства, в модном гламурном журнале ведет рубрику, посвященную предметам старины, украшениям, богеме. Свободна, состоятельна, красива. Но в личной жизни у нее не все гладко: мужчин отталкивают ее решительность и неспособность к прочным отношениям. Часто ее действия опережают рассудок. Она постоянно попадает в рискованные ситуации. Седов, наоборот, обстоятелен, замкнут. Криминалист со стажем, он занимается раскрытием преступлений в области искусства. Семью ему заменяет работа. Появление в его жизни Лики Вронской — шанс на новую жизнь. В серии «Смертельный аромат» показан прекрасный и порой жестокий мир моды и моделинга; «Ожерелье Нефертити» заставит зрителей поразгадывать египетскую головоломку; «Проклятие Эдварда Мунка» — пожалуй, самый мистический и эротичный фильм. «Чистый лед» снят по моей самой первой книге «Без чайных церемоний», погружает зрителя в мир хоккея и закулисных спортивных интриг. В «Плачущем ангеле Шагала» герои ищут картину нашего знаменитого земляка. Этот фильм снимался в том числе в театре оперы и балета, и специально для него написали роскошную оперу. В «Тайне золотых апостолов» герои отправляются в Несвиж, искать золотые статуи из сокровищницы Радзивиллов.


— Почему рабочее название сериала было «Национальное достояние», а вышел он под титулом «Поцелуй Сократа»?


— В прокате уже был фильм с названием «Национальное достояние». Пришлось придумывать что–то свое. Профессор криминалистики Седов обучает своих студентов по методу Сократа. Кажется, окончательный вариант — «Поцелуй Сократа» — предложила актриса Елена Корикова.


— Для вас занятия литературой (а теперь уже и кино) — это средство самореализации или источник дохода?


— Нельзя сказать, что моя работа связана с кино. «Поцелуй Сократа» — пока единичный проект. Я работаю журналисткой и пишу детективные романы. Любая работа для меня — это прежде всего возможность сделать что–то полезное для людей и мира. Конечно, мне очень нравится развлекать людей, сообщать им что–то новое. Это удовольствие еще и оплачивается — так что я просто счастлива. Более высокий уровень доходов не внес бы в мои занятия особых изменений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter