Обсуждаем проект закона «О борьбе с коррупцией»

Давайте менять менталитет

Проект антикоррупционного закона надо скорректировать, в том числе с учетом лучшего мирового опыта...
Сергей СЕРГЕЕВ, кандидат философских наук.Проект антикоррупционного закона надо скорректировать, в том числе с учетом лучшего мирового опыта. Ведь аналогичные законы существуют во многих странах, однако применяются они далеко не всегда и не везде. В этом, скорее всего, и заключается основная проблема. Не от хорошей же жизни Еврокомиссии пришлось принять первый в практике ЕС доклад по борьбе с коррупцией. Как оказалось, в Европе вообще нет свободных от нее зон. Особенно проявляется это зло в области государственных закупок (до 25% всех заключенных контрактов). И в докладе, что примечательно, подчеркивается отсутствие «твердой политической воли» в этой борьбе.


В нашем случае политическая воля налицо. Обсуждаемый проект закона — безусловно, своевременный шаг в нужном направлении. Однако все будет зависеть и от решения системных задач. Их обозначил Президент 11 августа, рассматривая кадровые вопросы: сокращение несвойственных госаппарату функций и его численности, повышение исполнительской дисциплины и статуса управленца, в том числе и денежного вознаграждения за труд, но труд высокопрофессиональный, честный и добросовестный. Ведь с чем люди связывают первопричину коррупции? Чаще всего с властью. Она должна работать эффективно — прозрачно и ответственно. Один из ключевых инструментов модернизации властных структур — внедрение электронного правительства (ЭП), которое позволяет не только улучшить взаимодействие общества и государства, но и является одним из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией.


Недавно опубликован очередной отчет ООН по электронному правительству, который выпускается каждые два года. Ситуация в Беларуси по отдельным компонентам индекса развития ЭП выглядит там достаточно противоречивой. С одной стороны, мы имеем неплохие показатели по формированию инфраструктуры информационно–коммуникационных технологий, а по развитию человеческого потенциала входим в первую двадцатку, опережая многие развитые страны. С другой — по развитию собственно электронных услуг занимаем лишь 103–ю позицию, хотя именно по этому критерию эксперты оценивают эффективность электронного правительства страны. Это значит, что на наших государственных сайтах преобладает информационная составляющая, а интерактивным функциям и онлайн–услугам отведено незначительное место. Электронные услуги у нас предоставляются лишь на 31%, а, например, в Казахстане — на 67%, в России — на 63%. По этому критерию мы находимся на уровне Намибии и Пакистана...


Так что рано у нас говорить об ЭП как о факте реальности. Более того, складывается впечатление, что оно стало вызовом для многих чиновников, которые медленно адаптируются к инновациям в этой сфере. В то же время очевидно, что созданием ЭП должно заниматься Правительство, которое само должно быть «электронно ориентировано». Президент определил срок — 1 января 2016 года. К этой дате все госорганы, а также юридические лица с долей государства должны успеть подключиться к единой национальной системе электронного документооборота. Ориентиры обозначены: наращивание правительственных онлайн–услуг населению и бизнесу в интерактивном режиме. Чтобы развивать эту область, необязательно ехать в Корею и Сингапур: наши партнеры по ЕАЭС и Эстония, опережающие Беларусь в рейтинге ООН, тоже имеют завидный опыт.


И еще. Как известно, успех в преодолении коррупции во многом зависит от степени открытости управленческих структур для общественного контроля и инициативы. Поэтому считаю, что в проекте нового закона надо прописать поощрение и предоставление гарантий безопасности тем гражданам, которые помогают выявлять такие уродливые факты. Да, есть опасения, что кто–то под маской благого дела будет сводить счеты или строчить заведомо ложные доносы. Но ведь на сей счет предусмотрены соответствующие меры ответственности в нашем законодательстве! Согласен, некоторые сочтут «сигналы с мест» стукачеством. Но чтобы борьба с коррупцией была эффективна, надо менять менталитет граждан. Тем более что система осведомителей успешно работает в других странах. К примеру, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) запустила в 2011 году программу осведомителей с целью выявления нарушений в компаниях. И уже около 7 тысяч человек делятся конфиденциальной информацией. Им SEC предлагает до 30% от суммы, вырученной с использованием их сведений, если ее размер превышает 1 млн. долларов. В программу вовлечены осведомители из 68 стран. Наиболее активными информаторами являются пенсионеры, на втором месте — инвесторы, замыкают тройку инженеры. Осведомителю достаточно просто зайти на сайт SEC и заполнить соответствующую форму. И это не единственный пример: аналогичные программы действуют и, скажем, в Налоговом управлении США. А значит, при правильном подходе здесь нет и быть не может никакой крамолы.

Сергей СЕРГЕЕВ, кандидат философских наук.


s.sergeev2048@mail.ru


Советская Белоруссия №161 (24542). Вторник, 26 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter