Белорусско-российские интеграционные проекты изменяют геополитику евразийского пространства

Дать миру альтернативу

Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин в ходе встреч в Санкт-Петербурге и затем на заседании Высшего госсовета Союзного государства одобрили новые направления сотрудничества в союзе. Кроме очевидных дивидендов для обеих экономик, эти решения будут иметь и далеко идущие последствия в общеевразийском масштабе. Фактически, укрепляя взаимодействие в рамках единого государства, Беларусь и Россия меняют геополитический ландшафт в Большой Евразии.

История с географией

С точки зрения глобальных процессов, протекающих на Евразийском континенте в XXI веке, роль Союза Беларуси и России переоценить сложно. Союзное государство возникло в момент высшей точки дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР и завершило ХХ век процессами внутренней раздробленности и подверженности активному внешнему воздействию.
Новое тысячелетие наполняет союз двух стран новым смыслом: даже вне зависимости от задекларированных экономических целей он приводит к возобновлению интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Эксперты считают, что геополитический потенциал Союзного государства как раз и заключается в том, чтобы стать той точкой роста, которая позволит сформировать центр развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе.

Со стартом в отношении участников союза незаконных западных санкций геополитическое значение объединения только выросло. Из-за наличия в нем Беларуси и белорусской позиции по интеграционной тематике оказалась незамкнутой так называемая балто-черноморско-каспийская дуга, представляющая собой проект сдерживания российского государства.

Только Республика Беларусь не позволяет замкнуть этот пояс «санитарного кордона», который окончательно бы разделил Россию и Европу.
Само же объявление санкций одновременно в адрес и Беларуси, и России говорит о том, что коллективный Запад рассматривает оба государства именно как одно целое геополитическое пространство.

Маршруты развития

В основе геополитических процессов всегда лежит логистика. Свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы открывает новые перспективы для участников интеграционных структур. Решения, принятые в Союзном государстве довольно давно, способствуют свободному перетоку товаров, финансов и работников на основе единой нормативной базы.
В последние годы санкционное давление позволило Беларуси и России серьезно продвинуться в развитии логистического потенциала. Закрытие коммерческого движения в направлении Восток — Запад привело к тому, что в союзе приобрели огромное значение иные логистические маршруты, в частности Север — Юг и Запад — Восток.
Во всех этих проектах Россия рассчитывает на сотрудничество с Беларусью. Наша страна получила приглашения участвовать в создании новой портовой инфраструктуры в Архангельске, Астрахани, Владивостоке — ключевых точках логистических магистралей. Сухой порт в Калужской области и речные порты волжских городов также открыты для сотрудничества. Все это дает нашей стране вариативные выходы в Мировой океан со своими товарами.

Союзная экономика

В 2023 году Беларусь и Россия поставили новый рекорд во взаимной торговле — 54 миллиарда долларов. При этом еще два года назад Беларусь вышла в профицит в торговом взаимодействии с Российской Федерацией.


— Владимир Владимирович (Путин. — Прим. ред.) за десять месяцев называл цифру — больше 40 миллиардов долларов, но если взять в целом год (товары и услуги) — 54 миллиарда долларов примерно будет.  
Это действительно исторический максимум. Достижение высоких показателей — во многом результат выполнения мероприятий 28 союзных программ, в рамках которых приняты принципиальные решения. Но нам предстоит еще выработать общие критерии оценки эффективности их реализации,
— отметил Президент Беларуси в ходе заседания Высшего госсовета Союзного государства.

После объявленных глобальных санкций для отечественных предприятий в полном смысле слова открылась Россия. 28 союзных программ, подписанных президентами в ноябре 2021 года, привели к формированию единого промышленного рынка. В январе 2024‑го было заявлено о завершении формирования единой промышленной политики в Союзном государстве.

По большому счету это говорит о создании прозрачной системы взаимных заказов. Становится гораздо более простым процессом формирование производственных кооперационных цепочек. Предприятия обмениваются номенклатурой предлагаемых и требуемых изделий для более тесного и предсказуемого сотрудничества. Речь идет не просто о формировании взаимных сбытовых структур или совместных предприятий. Это, по сути, новый этап, когда на тактическом уровне отдельных заводов создается основа для поставок деталей, запасных частей, отдельных узлов и агрегатов. Благодаря заключенным в последние годы соглашениям сопрягаются налоговая, таможенная и фитосанитарная сферы, что позволяет свободно перемещать товары в едином экономическом пространстве.
Ряд сборочных производств белорусской техники в России и уровень сопряжения экономических структур в союзе позволил сторонам говорить о перспективе выхода уже в ближайшее время на появление понятия «товар Союзного государства».

— Мы достигли взаимопонимания в вопросах формирования единой политики в промышленности, сейчас идут активные обсуждения по выработке подходов к единой политике в области АПК, подписано базовое соглашение о единой промышленной политике и рамочное по вопросам признания технологических операций, что имеет перспективу выхода на продукцию, которая будет уже признаваться продукцией Союзного государства, — констатировал вице-премьер правительства России Алексей Оверчук.
Ближайшие годы, совершенно очевидно, пройдут под эгидой углубления промышленной кооперации. Только в 2023‑м подписан целый ряд межправительственных соглашений — о сотрудничестве в области авиа- и станкостроения, в микро- и радиоэлектронике. Здесь ни много ни мало речь идет о создании союзных отраслей промышленности.

Альтернатива однополярности

Учитывая политическое, экономическое, научное, патриотическое партнерство двух стран, можно говорить о том, что Союзное государство выступает своего рода идейным прародителем более сложных, масштабных интеграционных проектов как минимум на Евразийском континенте. Важно отметить, что Союз Беларуси и России становится прообразом более масштабных интеграционных объединений, таких как ЕАЭС, который даже использовал в своем развитии наработки союзных экспертов.


Сегодня Союзное государство выступает в качестве базиса для формирования политико-экономических моделей взаимодействия Беларуси и России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.  
Отсюда кристаллизуется глубинная цель существования объединения: дать миру альтернативу неоколониальной и однополярной системе мироустройства.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter