С Даниилом Квятом мы познакомились еще в начале этого сезона во время Гран-при Испании. Россиянин с самой первого этапа показал, что он очень быстр в квалификации. Оставалось только ему еще научиться свое преимущество в скорости на быстром круге реализовывать затем в победы в гонке. Понадобилось почти 4 месяца, чтобы пришла первая победа на трассе в Спа-Франкоршам в Бельгии. И уже после нее Даниил, словно «полетел», подиум стал для него постоянным местом прописки. Это не прошло незамеченным от руководителя молодежной программы «Red Bull» доктора Хельмута Маркуса, и с Квятом был подписан контракт на следующий сезон на участие в Формуле-1 за команду «Toro Rosso». Словно в благодарность за такое доверие Даниил отлично провел завершающую гонку своего первого сезона в GP3 и стал чемпионом в этой младшей формульной серии. Встретившись с российским гонщиком на трассе Интерлагос на Гран-при Бразилии, я не смог отказать себе в удовольствии сделать с ним эксклюзивное интервью, тем более, что из русскоязычных журналистов в этот раз в Сан-Паулу на финальную гонку сезона Формулы-1 кроме меня не приехал никто. Встреча была как раз после его очень удачного выступления на свободных заездах, где он опередил своего будущего напарника, совершив небольшую сенсацию.
Даниил Квят (слева) и Даниэль Риккардо (справа)
- Даниил, представлял ли ты себе в начале нынешнего сезона, что ты будешь пилотировать болид Формулы-1, имея подписанный контракт на будущий год?
- Честно говоря, в начале сезона об этом даже не мечталось. Самая главная задача была сконцентрироваться на выступлениях в GP3. Про Формулу-1 я пока не думал.
- Учитывая, что прыжок из GP3 в Формулу-1 все же явление редкое, можешь ли ты сказать сегодня, что тебе крупно повезло?
- В принципе, да. Но после моей первой победы в Спа, честно говоря, у меня появились ожидания именно такого исхода.
- Да, мы были очень рады тебя приветствовать и поддерживать криками, когда ты стоял на подиуме в Спа. Ты не думал, устроить у себя дома эдакий уголок «первой победы» в GP3, где главное место было бы уделено трассе Спа?
- Нет (смеется). Я этим не занимаюсь.
- Гонщики в своем большинстве – это очень суеверные люди. И случается так, что сделаешь с пилотом интервью накануне гонки, а потом у него именно в этой гонке что-то не заладится. И потом он тебя в следующий раз встречает с осторожностью, недоверием, будто именно из-за тебя у него произошла такая неудача. Как у тебя с этим?
- В этом плане у меня суеверий нет. Свои неудачи я не связываю с людьми, которые мне встретились перед гонкой. Свои неудачи я связываю только с тем, что конкретно происходит на трассе, что происходит в самой команде. Есть факторы, которые зависят от тебя, есть такие, которые не зависят. Но суеверия на этот счет у меня нет.
- Когда в Спа благодаря тебе прозвучала мелодия гимна Советского Союза, в данном случае гимна России, какие у тебя были ощущения, стоя на подиуме? Ведь именно твой успех, именно ты заставил организаторов гонки включить гимн России…
- Гимн Российской Федерации?
- Да, Российской Федерации.
- Мне было очень-очень приятно, такое ощущение гордости…
- Раньше ведь этот гимн в формульных дисциплинах не звучал…
- Почему не звучал, Виталий Петров выигрывал гонки в GP2.
- Я имею в виду Спа. На этой трассе этот гимн звучал впервые.
- Если говорить именно о Формуле-1, GP2 и GP3, то это было в первый раз. Но я побеждал в Спа в Renault 2.0. Так что эти ощущения мне уже были знакомы.
- То есть, ты немножко уже приучил организаторов к тому, что при появлении фамилии Квят в заявочном списке соревнований, они должны не забывать о возможности звучания гимна Российской Федерации.
- (Смеется).. Надеюсь, что это именно так.
- Многие молодые гонщики, поймав за хвост птицу удачи в самом начале карьеры, потом «заболевают» звездной болезнью. Ты что-нибудь предпринимаешь для того, чтобы избежать этой «звездности»?
- Я принимаю таблетки…(смеется)
- Может поделишься секретом, какие именно?
- Честно говоря, все зависит от самоконтроля, нужно уметь себя контролировать и не поддаваться соблазну. Надо держать свои ноги на земле, не витать в облаках. Я думаю, что это самое главное защитное средство от такой болезни. Надо много работать, в том числе и над собой. А если у кого-то это не получается, то это не правильно. Надо уметь фокусироваться…
- Сколько лет прошло, как ты уехал из России в Италию?
- Уже 7 лет. Мне было тогда почти 13.
- Часто ли ты бываешь на родине? Позволяет ли работа в «Red Bull» езить в Россию?
- Так сложилось, что в России нет культуры для автоспорта. У нас нет пригодных трасс. И географически все расположено слишком далеко от Европы. Ведь все, что касается гонок мирового уровня, в том числе и Формулы-1, в основном все происходит в Европе. И именно в Англии и Италии.
- Твоя семья переехала в Италию ради тебя?
- Это было сделано, чтобы я мог заниматься гонками. Но я сразу же уточнюсь: наша семья никуда не переезжала. В Италию приехал я. И потом со мной периодически были моя мама, потом мой папа. И пока один из них был со мной, второй из родителей продолжал жить и работать в России.
- Сейчас это продолжается в таком же режиме?
- Почти. Только я сейчас в Англии живу один. Мои родители либо в России, либо в Риме.
- То есть можно сказать, что семья послала тебя в длительную командировку в Европу, чтобы заниматься карьерой автогонщика, поскольку у тебя нет возможности заниматься этим в России?
- Можно было бы все время летать из Москвы, на тесты, на соревнования. Но это крайне неудобно. Представьте, сколько летит самолет в Англию из Рима, и сколько из Москвы? Час против 4-х. Опять же, если ты срочно понадобился команде, а тебя нет под рукой? Что делать? Для серьезного занятия автоспортом надо жить в Западной Европе.
- Глядя на тебя, молодые ребята из России будут надеяться, что можно прийти в Формулу-1, не имея за собой большого спонсорского пакета. Что бы ты им посоветовал делать, как поступать, чтобы это стало возможным?
- Нужно много работать, и главное - это показывать хорошие результаты. Благодаря этому можно попасть в поле зрения молодежных программ «Red Bull» или «МcLaren». Я считаю это очень важным. Они берут лучших из лучших. И я повторюсь, чтобы туда попасть, надо очень много работать.
- Насколько я знаю, в Бразилии тебе не приходилось еще гоняться. Каковы твои были ощущения после вчерашней прогулке по трассе? Не удивили изгибы и наклоны дорожного полотна?
- Ничего удивительного, в Спа и побольше есть. Даже в Остине наклоны были побольше.
- Считается, что во время дождя здесь самые тяжелые условия для пилотирования.
- В этом году значительно улучшили дренажную систему, так что застоев воды быть не должно. Трасса во время тестов была мокрой, но застоев воды нигде не было.
- Сегодня вы вынуждены были из-за дождя тестировать промежуточные шины. Ты заехал в боксы задолго до окончания сессии, и больше уже не выезжал. Почему?
- Резина начала перегреваться. И так как Даниелю (Риккиардо, - В.В.) надо было еще ездить две сессии, мы решили сохранить ему покрышки.
- Вы дружите с ним?
- У нас очень хорошие отношения.
- Судя по снимку , который мы сделали вчера на паркинге, вы действительно с ним приятели.
- Думаю, что да.
- Год 2013 стал для тебя решающим. Ты пришел в чемпионат GP-3, впервые победил в Спа, получил контракт на боевое место в кокпите болида Формулы-1, и стал чемпионом GP-3. Как ты сам себя оцениваешь? Ты – морально готов уже выступать в Больших Призах? Ведь Формула-1 - это все-таки Королева автоспорта…
- Да, я готов. Важно уметь быстро и правильно настроиться, и я думаю, что я…, точнее сказать, что мы на правильном пути. Меня поддерживает доктор Маркус, это самое главное. Люди, которые принимают решения в команде «Red Bull», полностью уверены в своем решении в отношении меня. Так что ничто не может оказать большей моральной поддержки, чем такое отношение.
- В США ты был в 0,2 сек от Риккиардо, сегодня ты на 0,6 сек был быстрее Верня. Это реальное соотношение сил, или просто у твоего напарника были другие настройки и другие задачи на эту сессию…?
- Мы оба атаковали на пределе, в итоге мой круг получился на пол-секунды лучше. Поэтому это сравнимые результаты, причем в равных условиях.
(В этот момент один из фанатов попросил разрешения сфотографироваться с Даниилом, и нам пришлось прерваться на несколько секунд. Я обратил внимание, что во время съемки Квят скрестил руки у себя на груди…Отсюда возник следующий вопрос…)
- Психологи говорят, что вот такой жест руками, скрещенными на груди, означает, что человек в данный момент «закрылся» и не собирается никого впускать в свой внутренний мир. Тебе часто приходится так поступать?
- Я не многих пускаю в свой внутренний мир. Точнее даже сказать, стараюсь это делать как можно реже.
- Ладно, вернемся к гонкам. Когда в Монце на Торо Россо Себастьян Феттель одержал свою первую победу, это был период, когда на послегоночных пресс-конференциях победителей пилоты предпочитали коротко отвечать на вопросы журналистов, не вдаваясь в подробности. И вдруг Себастьян прервал эту «традицию». И даже на самые незначительные вопросы старался отвечать долго и обстоятельно, словно давно хотел поговорить с журналистами, да обстоятельства не позволяли. Как ты сегодня себя почувствовал, увидев, что на твой пресс-бриффинг пришли около полутора десятка журналистов?
- Я думаю, что все дело было в том, что он говорил после своей первой победы. После моей победы я тоже наверняка смогу много чего рассказать. Самое главное в течение гоночного уик-энда суметь сохранить концентрацию. Общению с прессой безусловно надо учиться. И надо делать так, чтобы это не слишком отвлекало от работы. Поэтому надо научиться не распыляться, отвечая на все вопросы. И не превышать отведенного 10-минутного регламента. Важно умение четко сформулировать мысль и высказать ее.
- А у тебя не возникало желания какого-нибудь из журналистов «прибить» за неудобные или провокационные вопросы?
- Надо себя сдерживать. Я стараюсь действовать по принципу: каков вопрос – таков ответ.
- А вообще, как ты расцениваешь вопросы, которые тебе, уже дебютанту Формулы-1, задают на данном этапе журналисты?
- По-разному. В начале, были вопросы даже порой смешные. Я считаю, что это нормально. Так бывает. Когда молодой пилот попадает в Формулу-1, и о нем мало что знают. Отсюда и такие вопросы: почему, да как? Почему не тот, а именно этот? И прочее.
- Мы все знаем, что Виталий Петров пришел в свое время в гонки с хорошим спонсорским пакетом. Сергей Сироткин тоже готовится выступать в «Sauber», имея сильную финансовую поддержку. И вот появляется Даниил Квят, которому подписывают контракт на выступления в Формуле-1 не благодаря деньгам спонсоров, а именно из-за таланта быстрого гонщика. Мы, конечно, были очень рады этой новости. А тут на днях, мне звонят мои бельгийские коллеги и говорят, что у Квята отец – неимоверно богат, и только благодаря этому Даниил оказался в «Toro Rosso». Мой вопрос: как ты считаешь, в России заниматься автоспортом можно лишь имея очень обспеченную семью, или все же есть исключения?
- Ваши бельгийские коллеги сказали полную чушь. Мне просто повезло быть частью молодежной программы «Red Bull». И здесь не деньги играют главную роль. Будь даже у вас миллиарды. Здесь нужны результаты. Будут результаты, у тебя будет возможность попасть в Формулу-1. И это, повторяю, не зависит от твоих денег и их количества. Даже если бы мой отец был магнат какой-нибудь или принц в Саудовской Аравии, без гоночного таланта мне это бы не помогло. Важен лишь результат.
- Как известно, на следующий год машины и моторы будут другими. Тебя воодушевляет эта особенность, что все пилоты будут практически в равных условиях перед новым регламентом?
- Есть две стороны этого вопроса. С одной стороны, опытный гонщик, у которого за плечами лет 10 в Формуле-1, довольно легко адаптируется к любой машине. И у него, естественно будет определенное преимущество перед новичком. С другой стороны, хорошо, что правила, так сказать, обнуляются. То, что гонщики выучили за последние 4 года, уже не будет иметь такого большого значения, как сейчас. В плане настроек, работы шин и моторов все как бы будет опять сначала. Именно это мне и должно помочь быстрее адаптироваться с гонками Формулы-1.
- В своем недавнем интервью нашей газете Жак Вильнев сказал, что нынешняя молодежь за рулем болидов ведет себя бесшабашно. У них нет того чувства опасности, какое сохранялось еще в 90-е годы. Сегодня молодые пилоты гоняются, словно на симуляторах, будучи уверенными, что все обойдется даже в случае сильной аварии. Ведь смертельных исходов в Формуле-1 не было уже почти 20 лет. Как бы ты прокомеентировал эту мысль?
- Нужно уметь правильно оценивать ситуацию . Естественно без риска не обойтись, это гонки. Да, сегодня безопасность гонок значительно улучшилась, риск несчастных случаев снизился. Но рисковать впустую я не люблю. У меня свой особый стиль пилотирования. Я постепенно набираю скорость, чтобы определить тот максимум, до которого риск остается разумным. Зачем безрасудно рисковать? Это не имеет смысла.
- В собственной жизни вне гонок, какая у тебя машина?
- Volkswagen UP…
- За рулем дорожной машины, тебе легко переключиться от мысли, что ты не за рулем болида? Какая твоя манера езды в обычной жизни?
- Иногда я еду помедленнее, иногда - побыстрее. Но я стараюсь вообще не рисковать на дорогах общего пользования. Езжу, как правило, спокойно. Конечно, если я опаздываю, то могу просто прибавить скорость. Естественно, все мы в жизни периодически нарушаем правила дорожного движения. Я не исключение. Но я не езжу, как «безбашенный».
- А какую бы ты сейчас хотел себе взять машину взамен UP?
- У нас, возможно, будет контракт с Renault, и у меня будет служебная машина в соответствии с контрактом. Я не могу себе позволить купить какую-нибудь дорогую машину. Так что можете передать эту мою фразу вместе с приветом от меня своим бельгийским коллегам.
- Обязательно передам. Но ведь все же кто-то пытался запустить эту «утку» в медиа-пространство… Как ты думаешь, для чего?
- Это всегда так будет. Особенно если пилот - молодой, да еще и из России.