Беларусь могла бы стать одной из первых постсоветских стран, прописавших правила для форекс–игроков. Однако не сложилось

Чудесные компании

«Можно ли компенсировать потери от девальвации?» Это заголовок статьи, промелькнувшей в конце января по газетам и интернет–сайтам. Как не прочитать? Заманчиво. Любопытно. А в итоге неприятно. Когда понимаешь: за простака держат. Основная цель публикации — не полезные советы о деньгах и инвестициях, а банальная реклама рынка форекс. Точнее, форекс–компании. Причем очень знакомой. Ее клиенты, потерявшие несколько десятков тысяч долларов, пришли в «СБ» по осени. До этого они уже побывали в Нацбанке, МВД, Следственном комитете и прокуратуре. Все, что могла им предложить, — сделать достоянием общественности еще один способ вполне законного и, как выяснилось, безнаказанного отъема денег. Так («Форекс чудес», «СБ» от 17 октября 2014 года), предупредила доверчивых граждан: с точки зрения законодательства рынка форекс у нас нет!

Как следствие, все договоры заключаются от имени некоей международной компании, зарегистрированной где–то на Виргинских островах, то есть в офшоре. И совершать валютные операции, принимать ставки в долларах и фунтах стерлингов местные компании не могут. А если столкнетесь с недобросовестным игроком, то судиться придется по законам страны, под юрисдикцией которой находится ваш контрагент. К сожалению, ни одна форекс–компания это не рекламирует. Более того, ничтоже сумняшеся данный рекламодатель, если судить по приведенным расчетам, сулит прибыль большую, чем рублевые и валютные вклады, подспудно ставя себя с банками в один ряд. А о том, что риски не только ничего не заработать, но все потерять на бирже столь же, если не более вероятны, — ни гу–гу. Нехорошо? На мой взгляд, очень неправильно. Казино ведь не пишут на каждом шагу о баснословных выигрышах? А тут подтасовки, популяризация сомнительных сделок, исчезновение крупных сумм под маркой рынка форекс — и ничего. Никаких последствий для ловкачей.

Хотя все эти истории давно можно было бы списать в архив криминалистики. Несколько лет назад Нацбанк подготовил проект документа о комплексном регулировании рынка форекс. Перечислю «красные флажки». Минимальный размер уставного капитала. Деловая репутация руководителя. Типовая форма договора. Гарантийный фонд от банкротств, мошенников и «пирамид». Реклама с оговоркой рискованности операций и негарантирование прибыли. Запрет ссылки на предполагаемые доходы. Включение игроков в публичный реестр. Третейский суд, решения которого обязательны для форекс–компаний. Экспертиза с участием международных организаций. Отчетность, фиксация всех сделок. Все это позволило бы оформить наш рынок форекс в понятную, прозрачную юрисдикцию. И главный плюс — деньги предпочитающих риск граждан не выводились бы в банки на Виргинские острова, а преимущественно оставались в стране, обслуживая сделки. Доходы облагались бы налогами, хотя на первое время было предложено от налогов прибыли освободить. И еще. Беларусь могла бы стать одной из первых постсоветских стран, прописавших правила для форекс–игроков. Однако не сложилось. Проект застрял где–то на уровне согласований.

А вот в России принят документ, регулирующий дилерскую деятельность на внебиржевом рынке форекс. В закон «О рынке ценных бумаг» добавлена статья «Деятельность форекс–дилера». И теперь у соседей по ЕАЭС есть рамочный договор с форекс–дилером, требования к его репутации, уведомление граждан о рисках, компенсационный фонд для выплат при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Взнос дилера в «страховой» фонд, между прочим, 2 миллиона российских рублей. Форекс–дилеры обязаны получить лицензию и вступить в саморегулируемую организацию с января будущего года или прекратить деятельность. И так далее и тому подобное. Большинство норм закона заработают 1 октября 2015–го. Россияне обошлись с форекс–рынком еще жестче, чем предполагал белорусский Нацбанк, потому что деньги любят не только тишину, но и серьезное внимание со стороны государства. А у нас все еще полная вольница и недобросовестная реклама форекс–компаний.

Кстати, после публикации истории с обманутыми форекс–игроками ни по одному поводу исчезновения денег не было возбуждено уголовное дело. «Уголовное законодательство считает преступление совершенным, — сообщил в «СБ» первый заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома — начальник криминальной милиции Владимир Рудишкин, — с момента фактического завладения имуществом или деньгами потерпевшего. Но фактическое завладение денежными средствами, исходя из содержания статьи, происходило на территории иностранного государства, то есть за пределами действия уголовно–процессуального закона нашей страны». И в конце добавил: «Деятельность рынка форекс и трейдеров не запрещена и не урегулирована». Не повод ли здесь задуматься о необходимости ликвидировать пробел?

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 28 (24658). Пятница, 13 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter