Что у Сильвио на уме, то у Саймона на языке

О выходе Европы из кризиса

Премьер–министр Италии Сильвио Берлускони готов уйти в отставку после принятия парламентом мер бюджетной экономии, на которых настаивает Евросоюз. И хотя на рассмотрение и одобрение подобного документа потребуется еще несколько недель, можно констатировать, что важное политическое событие уже свершилось. Сильвио Берлускони лишился поддержки большинства депутатов, а главное, признал, что у его кабинета нет единства в самый критический для страны момент. По меткому замечанию британской газеты Daily Mail, премьер–министр Италии угодил «в ту же колодку, где только что была отсечена голова» его греческого коллеги. Уже очевидно, что Европа будет выходить (если вообще выйдет) из экономического кризиса через кризис политический. И вот тут очень важно не столько то, кто уходит, а те, кто приходит.


«В преемники Берлускони прочат Марио Монти, бывшего комиссара ЕС (стало быть, лояльного Брюсселю, в чем он схож со сменщиком Папандреу — «новым гауляйтером четвертого рейха» Лукасом Пападемосом)» — с шокирующей откровенностью пишет на страницах газеты Daily Mail Саймон Хеффер. По мнению этого британского журналиста, есть вероятность, что «брюссельская пятая колонна в Риме подстегивает» дестабилизирующие разговоры о скорой отставке Берлускони, чтобы приблизить развязку, ведь «франко–германской оси выгодно ставить на руководящие посты в таких странах своих людей: не только потому, что они будут исполнять порученное сейчас, но и потому, что они будут это делать так долго, как будут оставаться на своих постах».


Конечно, такое скандальное признание могло появиться только на страницах Daily Mail, которая не прячется за вывеску «респектабельного издания». Но в том–то и особенность нынешних европейских настроений — что у респектабельных на уме, то у таблоидов на языке. Кризис подстегнул к отказу от табуированных тем, и даже вполне респектабельные политики переходят порой на язык клошаров. Помните пресловутое «заткнитесь», брошенное Саркози в адрес Кэмерона? А ведь это только начало «выяснения отношений», и сегодня Брюссель отчаянно ищет средства, чтобы погасить «пожар» взаимных обид и упреков.


Но не бывает худа без добра. То, чего европейским чиновникам не удавалось добиться через принятие Европейской конституции, — ее, как известно, граждане некоторых стран отвергли — стало возможным благодаря финансовым долгам. Брюссель очевидно усиливает свой контроль над национальными правительствами.


Посмотрим, что объединяет в эти дни Грецию с Италией помимо того очевидного факта, что Рим угодил в ту же долговую яму, что и Афины.


В разгар правительственного кризиса в Греции ЕС потребовал письменных обязательств от пяти ведущих греческих представителей, включая нынешнего и будущего премьер–министров. То есть независимо от итога ночных бдений Папандреу со товарищи, невзирая на их решения и договоренности, Еврогруппа затребовала письмо с пятью подписями о том, что они будут придерживаться плана ЕС по бюджетным сокращениям.


А теперь посмотрим, что происходит в Риме, после того как Берлускони объявил о своей предстоящей отставке. Вчера туда прибыли представители Еврокомиссии. Они должны проанализировать реализацию Италией программы экономических реформ.


Согласие Италии на мониторинг проводимых ею реформ со стороны Евросоюза и МВФ дал сам Берлускони в Канне. Это был вынужденный шаг, так как итальянский премьер–министр прибыл на саммит «двадцатки», не добившись от парламента поддержки ряда предложений, направленных на сокращение бюджетного дефицита и госдолга, одного из самых высоких в Евросоюзе.


Что ж, если политики не могут договориться, решения за них принимают другие. О чем со всей беспощадностью прямо в глаза Берлускони сказала глава МВФ Кристин Лагард. Ее слова заслуживают того, чтобы быть процитированными:


«Знаете, я могу казаться утомительной, я могу казаться требовательной, могу казаться безжалостной, но я буду следить за выполнением или невыполнением, если это более подходит к данному случаю, взятых ранее обязательств».


МВФ И ЕС не стесняются в средствах воздействия на должников. Но если даже греки не хотят подчиняться давлению, то что скажут гордые потомки карбонариев?


В любом случае итальянцы сами выбирают свое будущее. Ведь даже признавая, что эра Берлускони ушла, они разделяют свою с ним ответственность за былую сладкую жизнь. Теперь им придется пройти путь экономических реформ и затягивания поясов — не важно, под контролем ЕС или без.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter