Что мы ищем?

Более пяти лет назад родился совместный проект редакции «СБ» и минского коллекционера–филокартиста Владимира Лиходедова «В поисках утраченного»...

Более пяти лет назад родился совместный проект редакции «СБ» и минского коллекционера–филокартиста Владимира Лиходедова «В поисках утраченного». Этот цикл историко–краеведческих публикаций в газете, превратившийся сегодня уже в одну из визитных карточек «СБ», вызвал огромный читательский интерес. И как результат — авторы стали лауреатами премии «За духовное возрождение».


Нынешний Год родной земли — время не только наведения порядка в городах и селах, благоустройства территорий. Чтобы любить свой край, необходимо знать его историю. Достаточно ли той работы по передаче культурного и духовно-нравственного потенциала прошлого новым поколениям, которая ведется сегодня, и в первую очередь в учебных заведениях? Может ли наш проект «В поисках утраченного» послужить основой для создания новой масштабной национальной акции, новых региональных программ по поиску и сохранению исторического наследия? Каковы современные тенденции в развитии краеведения в стране? Эти и другие важные вопросы в конференц–зале редакции обсуждали: заместитель министра культуры Виктор КУРАШ; начальник управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь ЧЕРНЯВСКИЙ; начальник отдела преподавания обществоведческих дисциплин Министерства образования Надежда ГАНУЩЕНКО; директор Республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодежи Сергей МИТРАХОВИЧ; заместитель директора Национального исторического архива Беларуси (НИАБ), председатель правления общественного объединения «Белорусское общество архивистов» Лариса ЛИСОВА; директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Сергей АЗАРОНОК; кандидат исторических наук, заведующий отделом публикации документов Национального архива Виталий СКАЛАБАН; директор редакционно–издательского учреждения «Литература и искусство», лауреат премии «За духовное возрождение» Алесь КАРЛЮКЕВИЧ; председатель правления научно–производственной компании «Технология» Вацлав БОГДАНОВИЧ; лауреат премии «За духовное возрождение», коллекционер Владимир ЛИХОДЕДОВ.


В.Лиходедов: Пять лет назад главный редактор «СБ» Павел Изотович Якубович познакомился с моей коллекцией и сразу же предложил опубликовать хотя бы часть из нее в газете. Признаюсь, сначала я колебался: стоит ли затевать это все — типичная реакция коллекционера, не привыкшего к публичности. Однако уже опубликовано более 250 материалов рубрики «В поисках утраченного». И что очень важно — проект вышел за газетные рамки: мы издали за полтора последних года 6 книг, провели около 30 выставок. Кстати, из рубрики «В поисках утраченного» два года назад вышел еще один успешный проект — «Знiчкi Айчыны» — в дочернем издании «СБ» — газете «Голас Радзiмы».


В.Скалабан: Простой читатель очень заинтересованно воспринимает публикации рубрики «В поисках утраченного». Это факт. Но интересно, как отнеслись специалисты к этой работе, которая ведется сегодня в большей степени энтузиастами? Мне кажется, временами они «скрыгочуць» зубами от зависти...


В.Лиходедов: Когда проект только начинался, со стороны профессиональных историков появлялись замечания: мол, ничего нового, все давно известно, ни для кого нет секрета, как выглядели белорусские города в начале прошлого века. Не скрою, сначала такое отношение задевало, но когда пошли доброжелательные отклики читателей, лично я перестал сомневаться в актуальности и полезности нашей работы.


«СБ»: А как вы, уважаемые участники дискуссии, оцениваете ретро–проект «В поисках утраченного»?


С.Азаронок: Наш музей просто не мог остаться в стороне от такой инициативы. Мы провели 5 достаточно больших выставок из коллекции Владимира Алексеевича. За прошлый год их посетило более 32 тысяч человек! В этом году таких выставок пока у нас не было, что, надо сказать, отразилось даже на финансовом положении музея. Безусловно, главная миссия нашего музея — рассказывать о Великой Отечественной войне, о памяти, героизме и победе нашего народа. Но, кроме того, стоит также задача — формировать в обществе стойкое убеждение, что война — страшная трагедия в жизни любой страны и для каждого человека в отдельности. Поэтому каждую старую открытку мы рассматриваем как своеобразное окошко в прошлое, как остановленный миг времени в нашей общей истории. Глядя на старые открытки с изображениями белорусских городов и поселков, наших замечательных храмов, старинных усадеб, прекрасных парков, только глубже осознаешь, сколько же бед и несчастий принесли нам войны. И только схваченный объективом фотоаппарата миг истории сохранил для новых поколений утраченное. На мой взгляд, очень интересным получился проект «Беларусь через фотообъектив немецкого солдата» периода Первой мировой войны.


Думаю, проект надо развивать, расширять его географию, в том числе и выставочную. Очень важно, когда человек видит подлинник раритетной открытки или фотографии. Было бы правильным, если бы в каждом из наших городов прошли такие выставки. Но нельзя дробить коллекцию на части и развозить эти части по «своим» адресам. Необходимо целостное восприятие. Вот в чем я как музейный работник вижу будущее, в общем–то, уже состоявшегося газетного проекта.


«СБ»: Пример столь успешного сотрудничества очень интересен и показателен. И ближе всех, наверное, к глубинке, к родному краю краеведческие музеи. Еще несколько десятков лет назад иметь такой музей было правилом для любого белорусского городка. Но потом этих местных очагов культуры в силу известных обстоятельств становилось меньше и меньше. Одно время вовсе казалось, что их история заканчивается. Слава Богу, местные краеведческие музеи выжили в трудные годы, и число их постоянно растет. Как сегодня специалисты оценивают их состояние и перспективы?


В.Кураш: Здесь важный показатель — посещаемость. Так вот, повсеместно упав в первой половине 1990–х годов даже в самых популярных музеях, к началу 2000–х посещаемость стала медленно возрастать. Уровень 80–х годов пока не достигнут, но динамика наблюдается положительная. К началу текущего года эта цифра приблизилась к 4 миллионам.


В прошлом году музейный фонд страны пополнился на 46,5 тысячи музейных предметов. Это, конечно, не много. Всего 1 — 1,5 процента от общего количества имеющихся по стране музейных экспонатов. Может быть, потому что есть некоторые сложности с финансированием. Но, скорее всего, многое из того, что было у населения, уже передано музеям. Если и осталось — какие–то крохи. Тем не менее музейщики работу в этом направлении не прекращают.


Однако сегодня на первом месте не количественный, а качественный состав музейного собрания, поиск раритетов, занимающих достойное место в музейном фонде страны. Значительным событием стало возвращение в Беларусь при участии Министерства культуры и Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО архива М.К.Огинского — 6 тысяч листов на электронных носителях из Российского архива древнерусских актов в Москве.


Национальному музею истории и культуры Беларуси Белвнешэкономбанком передана карта Великого княжества Литовского XVI века. При поддержке Министерства иностранных дел состоялась официальная передача в дар Национальному художественному музею произведений Бориса Заборова и Николая Дучица. Есть и другие примеры.


А.Карлюкевич: Согласен с тем, что сказал Виктор Иосифович. В основном массив исторических ценностей у населения иссяк, он уже фактически выбран. Не надо особо идеализировать ситуацию. Поэтому необходимо искать новые формы работы. И вот здесь яркий пример — проект «СБ» «В поисках утраченного». В данном случае реализация хорошей задумки произошла потому, что нашлась газета, а в ней заинтересованные люди, которые стали продвигать этот проект. Это уже не просто результат усилий одного коллекционера, занятого пополнением своей коллекции. Его частная коллекция стала достоянием всего общества. Она сегодня выполняет функции общественные, воспитательные. Молодежь, школьники — главные и массовые посетители краеведческих музеев и выставок. Мы проводили выставки, связанные с проектом «В поисках утраченного», в Марьиногорской гимназии, в Глубоком, в Полоцком университете. В результате, например, в Марьиногорской гимназии на базе экспозиции репродукций коллекции Владимира Лиходедова стали создавать свой краеведческий музей. Недавно я был там и спросил, как дети относятся к этой идее. Сказать, что поддерживают, значит, ничего не сказать. Они уже все стали экскурсоводами.


Несколько слов о работе с издательствами, начало которой положила рубрика «В поисках утраченного». Сегодня здесь главный издатель — издательство «Технология». Наше издательство тоже участвовало в этой работе — выпустило 2 книги. Одну из них — «В поисках утраченного» на белорусском языке — при поддержке Министерства информации.


Но такие книги стоимостью 60 — 70 тысяч рублей практически недоступны массовому читателю. Даже не всякому специалисту–историку по карману. Сейчас при поддержке Министерства информации и с участием «СБ» планируется выпуск более простой серии материалов под названием «Малая библиотека серии «В поисках утраченного». Кроме того, в нашем издательстве начинает выходить серия книг «Беларусь вчера и сегодня». Такие издания вполне можно использовать на уроках в школе. Очень хотелось бы, чтобы и в Министерстве образования, и в Министерстве культуры увидели в этой работе важную составляющую нашей общей государственной работы по передаче культурного и духовно–нравственного наследия прошлого новым поколениям, воспитанию патриотизма, любви к своему краю, к своей стране.


С.Митрахович: Как раз одна из самых массовых категорий читателей» «СБ» — школьные учителя истории, географии, классные руководители, организаторы образования. Краеведение в системе образования имеет давние и устойчивые традиции. Где–то в 20–е годы XX века оно начало формироваться в той примерно форме, которая дошла и до нашего времени. Но потом содержание его несколько изменилось. Краеведение пошло по пути «Наша Родина СССР» — практически одинаковому и в Средней Азии, и в Украине, и у нас... Чтобы дальше активизировать краеведческую деятельность в системе образования, проводится акция «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»: планируется провести конкурсы для ребят на знание истории края, туристическо–краеведческие экспедиции. Кстати, в музеях нашей системы есть очень интересные материалы, в том числе и открытки, которые могут служить неплохим дополнением к вашей экспозиции. А в Миорах в 3–й школе собраны такие экспонаты, которых не найдется ни в одном государственном музее.


Н.Ганущенко: Проект «СБ», безусловно, нужно поддержать. Работа, которую ведем мы, очень созвучна тому, что делает газета. В системе образования есть такой предмет, как история Беларуси. Раньше на его изучение отводилось только несколько часов в курсе истории СССР. Сегодня мы имеем самостоятельный системный курс истории Беларуси с древнейших времен и до наших дней. Это очень важный предмет с точки зрения воспитания молодежи, приобщения ее к национальной культуре. И, конечно, понимания своей роли как гражданина страны. Есть там и обязательный раздел краеведения. Причем в каждом классе. Делается очень много. Но нельзя сказать, что здесь нет никаких сложностей. Например, с теми же материалами. У нас есть желание сотрудничать. Например, можно вести соответствующие факультативные курсы. Одна беда: уж очень дорого стоят ваши книги. А информация, конечно, в них просто бесценная. Может, вы бы поделились ею хотя бы в электронном виде?


Интерес к истории своего края, города, села в последнее время очень заметно вырос. И постоянно растет. Это надо признать. Сейчас мы практически завершили 5–й Республиканский конкурс «Великая Отечественная война в благодарной памяти белорусского народа», посвященный 65–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Так вот, из почти 100 работ, представленных на заключительном этапе, примерно 40 — по краеведению.


К каждому учебному году мы пишем специальные рекомендации по преподаванию истории в учебных заведениях. Думаю, в них можно сориентировать преподавателей и на ваш проект. И, естественно, наладить более тесное взаимодействие: информировать о выпущенной литературе, выставках, ориентировать учащихся на посещение выставок. К началу нового учебного года можно было бы все это подготовить.


В.Скалабан: Надежда Николаевна, а готов ли сегодняшний учитель заниматься краеведением? Достаточно ли квалифицированно он это может делать? И учат ли у нас где–нибудь, как заниматься краеведением?


Н.Ганущенко: Такая подготовка ведется, в частности на курсах повышения квалификации преподавателей.


В.Скалабан: А учат ли студентов?


Н.Ганущенко: Определенную подготовку получают и студенты во время учебы в вузе.


В.Скалабан: В преподавании краеведения масса проблем! Я специально интересовался этим вопросом. Главная из них — отсутствие современных белорусских учебников по дисциплинам «Краеведение», «Историческое краеведение», «Литературное краеведение», «Библиотечное краеведение», «Краеведческая библиография».


С.Митрахович: Учить краеведению — мало, чтобы стать краеведом, надо иметь нечто особенное в душе... А вообще, я тоже считаю, что историки не получают той базы, которая в принципе требуется для учителя–краеведа.


В.Скалабан: Это заблуждение, что краеведов нельзя учить, готовить как специалистов. Краеведение — очень непростое и серьезное дело. И то, что делает сегодня «СБ», — это одна из ярких страниц в истории белорусского краеведения. История белорусского краеведения (а по ней уже успешно защищено 3 диссертации) — одно из перспективных направлений исторической науки.


«СБ»: Игорь Мефодьевич, так что думают о нашем проекте «В поисках утраченного» специалисты?


И.Чернявский: Если коротко: и сам проект, и издания, выпущенные в результате этого, внесли огромный вклад в историю и краеведение Беларуси.


Сейчас, как вы знаете, в наших «исторических» городах идет активная работа. В частности, в исторических центрах Минска, Гродно... Вокруг этого всегда много горячих споров, дискуссий. Недавно нам принесли на рассмотрение и согласование документацию по благоустройству исторического центра Минска — Верхний Город и так далее. Мы отклонили предложенный проект. Знаете, почему–то сегодня у нас реставраторами могут быть самые разные организации. В результате получается нечто в стиле китч. Так вот, при обсуждении одного такого варианта мы просто взяли и наугад раскрыли вашу книгу и, не выбирая страницы, показали горе–реставраторам, какая система благоустройства существовала в городе, допустим, 100 лет назад.


Надо сказать, профессиональные реставраторы при подготовке проектов практически не вылезают их архивов. Плохо только, что в архивах очень мало дают материалов на руки. Выполняя государственный заказ, приходится пересмотреть тысячи дел. А в вашей книге можно на любой странице найти очень многое из того, что нужно реставратору.


Вот, например, мы сегодня работаем по улице Революционной. Там есть здания, которые за свою жизнь по пять раз перестраивались. Бывало, из складского помещения в дальнейшем делали жилое. Какой образ возвращать? Иногда в таких случаях реставраторы смотрят на старые открытки, фотографии и делают нечто среднее между тем, что изображено на них в разный период времени, точнее, сборное. Нередко из всех надо выбрать только один образ, наиболее соответствующий характеру улицы.


В.Богданович: Мне кажется, чтобы ретро–проект «СБ» развивался и дальше, в ближайшем будущем он должен получить общенациональный статус. Это даст ему новые возможности, нельзя постоянно работать в одном и том же, пусть даже и вполне успешном, формате.


Что же касается книг, на мой взгляд, одна из последних — «Адам Мицкевич» — просто фантастическое издание. Также высоко можно оценить и книгу о Минске, и «Беларусь через фотообъектив немецкого солдата». Все они выдвинуты в различных конкурсах в номинации лучших изданий в своей категории. Для издательства «Технология» этот проект больше спонсорский — чем можем, тем и помогаем. Никаких коммерческих целей мы здесь не преследуем.


Хочу предложить на базе, например, портала «СБ» создать сайт, где размещались бы только материалы проекта «В поисках утраченного», — молодежь, вы знаете, сегодня в основном в интернете берет информацию. Нужно сделать все, чтобы эти материалы стали доступны всем.


И о стоимости книг. Я не согласен, что цена 60 — 70 тысяч рублей на наши издания слишком высокая: например, книга о Беловежской пуще стоит 240 тысяч. И все же, действительно, даже наши книги расходятся очень и очень медленно. Надо отметить, больше всех приобретает их как раз Министерство образования, школы, гимназии, учителя для себя лично покупают. Иногда мы книги дарим, видя, что маленькая сельская школа не в состоянии их купить. Нацбанк, КГБ, МВД приобретают книги как сувениры для зарубежных гостей. Мы обращались во многие министерства с предложением приобрести наши книги, но, кроме Минобразования, практически никто не откликнулся. А ведь та же книга, посвященная Мицкевичу, может принести очень большую пользу.


В.Лиходедов: Она, по–моему, из всех самая удачная. Это, конечно, приятно. Но кто знает, какой ценой нам удалось ее издать? Если бы не помощь Польского института, книги бы не было до сих пор.


В.Богданович: Мы не ищем выгоды, денег, но три фуры этих прекрасных книг о Мицкевиче лежат у нас в помещении. Четвертую никак не можем привезти из Польши — нет места для складирования. А недавно получили сообщение, что министерство культуры Польши признало нашу книгу о Мицкевиче лучшей книгой Польши 2008 года.


Почему мы печатали эти книги не в Беларуси? Да потому что за границей это в два раза дешевле. И качество выше.


«СБ»: Архив — структура, стоящая ближе всего к нашему проекту. Лариса Михайловна, возможно, у вас есть предложения по обсуждаемым сегодня проблемам?


Л.Лисова: В последние годы очень вырос интерес наших сограждан к поиску информации о своих корнях. И когда она находится, радость их просто не передать.


В нашем архиве сегодня готовится два проекта. Один к 200–летию Отечественной войны 1812 года. К этой дате мы постараемся выпустить сборник «Беларусь и война 1812 года». Не за горами и столетие начала Первой мировой войны. Надо признать, войны, незаслуженно нами забытой. Кстати, у вас, Владимир Алексеевич, очень много фотографий, относящихся к этому периоду. У нас документов тоже очень много. Занимались мы и историей беженцев, раненых солдат, военнопленных. Кроме того, у нас в фонде «Всероссийский земский союз» есть около 2 тысяч личных дел людей, которые служили в этом союзе, помогали раненым и беженцам.


В.Лиходедов: Директор архива Алла Куприяновна Голубович предложила мне участвовать в вашем проекте по подготовке к 100–летию начала Первой мировой войны. С помощью открыток, фотографий той поры мы можем рассказать о том, что действительно происходило тогда, что чувствовали люди — участники событий. А как интересно и поучительно почитать, что написано на оборотной стороне открыток и фотографий! На выставке был целый стенд, представленный оборотными сторонами открыток. Как обращались тогда люди друг к другу! Дорогой мой, милейший... Теперь эсэмэски пишут совсем по–другому.


«СБ»: Время идет, и каким–то образом вместе с ним меняется и культура памяти. Какой, по–вашему, она должна быть сегодня?


С.Азаронок: Мне кажется, культура памяти может опираться только на разноплановую, многовекторную государственную политику. И я очень рад, что государственные учреждения, органы управления поворачиваются лицом к этой теме. Одно дело, когда коллекционер создал коллекцию, — это вещь в себе. А организации и учреждения сделали из «вещи в себе» «вещь для всех».


В.Кураш: Мы подошли к нашей национальной идее. Это воспитание людей на культурных традициях своего народа. И понятно, что воспитывать можно лишь тогда, когда ты все знаешь о них. И ваша акция — это один из кирпичиков, позволяющих выстроить эту непростую конструкцию сохранения памяти о прошлом. Культура памяти народа формируется постоянно и определяется образованием, воспитанием.


А.Карлюкевич: Если я не ошибаюсь, в Братиславе есть музей открытки, его знает вся Европа. В Санкт–Петербурге собрана огромная коллекция открыток коллекционера Тагрина. Уверен, рано или поздно и наши открытки придут в музеи.


В.Скалабан: Кстати, сегодня Минск, наконец, создает архив города. Но обратите внимание: у нас нет городского музея. Музея столицы! Потому, мне кажется, и «минсковедение» как отрасль знаний и учебная дисциплина формируется с большими трудностями. А я бы хотел сообщить, что Национальным архивом совместно с редакцией «СБ» и Владимиром Лиходедовым создается новый проект — «Народный архив», который, надеемся, станет ступенькой к общенациональному проекту по сбору и обнародованию всех тех документов истории нашей Родины, что хранятся в белорусских семьях. У нас до сих пор есть районы, где вообще нет краеведческих музеев. Оттуда ценные экспонаты вымываются неизвестно куда...


В.Богданович: Общаясь с иностранными партнерами, среди которых есть и весьма крупные бизнесмены, и банкиры, мы заметили, как мало они о нас, белорусах, знают. Иностранцы открывали наши книги, смотрели их, и для них стало неожиданностью, что на снимках и открытках изображены вполне культурные по европейским меркам здания и сооружения, храмы, театры, железная дорога. До этого у них было впечатление, что Беларусь не имела собственной истории и культуры. Что мы, белорусы, как говорится, исключительно «сыны косы и сохи». Кстати, даже некоторые россияне придерживались такого же мнения о нас... Пока не увидели открытки.


И.Чернявский: Кто раньше что–то знал о Евфросинии Полоцкой, Радзивиллах? О них даже студенты истфака почти ничего не слышали. А о Сапегах, Ходкевичах? Как мы уже говорили, чтобы гордиться, надо знать, чем и кем гордиться. Об этом — наша общая забота.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter