Что писала «СБ. Беларусь сегодня» о Хатыни в разные годы

Черный день нашей истории

Совсем скоро исполнится 80 лет со дня хатынской трагедии. В преддверии этой даты мы начинаем цикл публикаций об этой горькой странице нашей истории и ее уроках.

Есть даты, которые нельзя забыть, и события, которые не должны повториться. 22 марта 1943 года случилась страшная трагедия: нацистские каратели сожгли деревню Хатынь и ее жителей. После Великой Отечественной на этом месте появился мемориальный комплекс с одноименным названием, ставший всемирно известным символом людского горя и народного гнева. И сегодня тысячи туристов приезжают сюда почтить память погибших. А еще — в очередной раз задуматься о ценности мира.


Сегодня мы предлагаем вспомнить публикации о Хатыни, которые в разные годы выходили на страницах «СБ. Беларусь сегодня».

1969 г.

Решение о строительстве Государственного мемориального комплекса приняли в 1966 году. Инициатором выступил первый секретарь ЦК Компартии БССР Петр Машеров. В общем конкурсе на лучший проект победил коллектив архитекторов, среди которых — Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов. Сначала планировалось создать мемориал, посвященный одной лишь Хатыни, но проект пересмотрели и его посвятили всем сожженным в годы Великой Отечественной войны поселениям. Их больше 9 тысяч. 

Торжественное открытие комплекса, 5 июля 1969 г.
ФОТО KHATYN.BY
Торжественное открытие комплекса состоялось 5 июля 1969 года. 
На следующий день репортаж с места события появился в нашей газете. Цитируем отрывок из материала «Хатынь никогда не повторится!»:

«Торжественно-траурная церемония началась в Минске. На площади Победы собрались представители трудящихся всех районов столицы, партийных, советских и общественных организаций республики, ветераны Великой Отечественной войны. С краткой речью к собравшимся обращается первый заместитель Председателя Совета Министров БССР В. Е. Лобанок.

Лобанок подходит к Вечному огню у монумента Победы, зажигает факел и подносит его к чаше, установленной на бронетранспортере. Звучат торжественно-траурные мелодии. В бронетранспортере у чаши с огнем становится почетный караул. Бронетранспортер в сопровождении почетного эскорта делает круг по площади Победы и направляется в Хатынь.

Сюда прибыли делегации Минска и столичной области, районов и городов республики… После возложения венков и цветов процессия направляется к нише, расположенной в центре площадки. Товарищ Ф. А. Сурганов зажигает Вечный огонь, объявляет мемориальный комплекс «Хатынь» открытым».

Май 1968 г. Свидетель хатынской трагедии Иосиф Иосифович Каминский рассказывает о страшном мартовском дне 1943 года, когда была сожжена деревня вместе со всеми ее жителями.
ФОТО ИЗ АРХИВА БЕЛТА.

1973 г.

К 30-летию трагедии в нашей газете опубликован материал, где рассказано о деревнях и селах, которые, как и Хатынь, были безжалостно уничтожены вместе с населением. Ее судьбу, например, повторил французский город Орадур. Вот что написано о нем в публикации 50‑летней давности:

«По отработанной в Белоруссии схеме действовали в 1944 году фашисты в небольшом французском городке Орадур. Гитлеровцы собрали женщин и детей в церкви, расстреляли их, а здание подожгли. Мужчин согнали в сарай, открыли по ним стрельбу из пулемета. Раненых, истекающих кровью людей завалили соломой, а затем подожгли ее. Погибло 642 человека».

Хатынь, 9 мая 1975 г.
Фото БЕЛТА

Автор подчеркивает необходимость общих усилий по сохранению мира. Для простых людей он — в созидательном труде и добром отношении друг к другу. А для страны? В СССР существовали специальные организации, которые выполняли гуманитарные миссии, приглашали иностранцев к нам на экскурсии, связанные с военной историей, представляли страну на международной арене. В прессе об этом тоже писали:

«Советские люди хорошо понимают, что их самоотверженный труд — вклад в дело мира. Труженики города и села стремятся укрепить экономическое и оборонное могущество нашей Родины. Большую работу с зарубежными гостями проводит Белорусский республиканский комитет защиты мира. Он знакомит их с музеем Великой Отечественной войны, хатынским мемориалом. Каждый, кто побывал здесь, не уходит равнодушным. «Мне кажется, — заявил один из зарубежных гостей, — что, не побывав в белорусской Хатыни, человек не может считать, что он до конца знает все о фашизме, даже если он посетил Освенцим и Бухенвальд».

1972 г.

Много лет прошло с того трагического события, но боль не утихает. Ее ощущают все белорусы. Каждый год к мемориалу «Хатынь» приезжает свыше 200 тысяч человек — рабочие и крестьяне, ученые и священнослужители, военные и школьники, дипломаты и политики. За все время здесь побывали граждане более 60 государств. Столь же массово место скорби посещали и в первые годы после открытия. Например, из публикации нашей газеты под названием «Колокола Хатыни» узнаем о количестве туристов, которые успели увидеть мемориал только за первые три года его существования. Цифра поражает!

«Хатынь… Боль и гнев народа вызывает одно название этой белорусской деревни. Бывшей деревни, потому что фашистские оккупанты сожгли ее, как и сотни других наших сел и поселков, вместе с жителями. Теперь на месте Хатыни сооружен мемориальный комплекс. За три года после его открытия здесь побывало свыше 4 млн человек из 34 стран мира. Многолюдно было в Хатыни 2 июля, в канун дня освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Бесконечным потоком шли трудящиеся, приехавшие из разных уголков Советского Союза, чтобы почтить память тех, кто погиб от рук оккупантов…»

1983 г.

Споров по поводу трактовки событий Великой Отечественной хватало всегда. Но самое ужасное — находились люди, которые оправдывали действия Гитлера и его армии. Белорусские ученые и политологи давали решительный отпор сомнительным заявлениям и продолжают это делать сегодня. А вот в начале 1980‑х одним из борцов с искажением исторической правды был, например, заведующий мемориальным комплексом «Хатынь» Константин Мишин. Вот что он пишет в очерке «Звонят колокола Хатыни»:

Возложение цветов во время празднования 40-летия освобождения Белоруссии, 1984 г.
Фото БЕЛТА

«Сегодня некоторые «мудрецы» и «гуманисты» Запада пытаются либерализовать страшное явление коричневой чумы, спешат сконструировать всевозможные теории, выдвинуть оправдательные аргументы, объясняющие действия фашистских головорезов на оккупированных теориях. Они ищут пути «объективного осмысления» зла, причиненного народам. Они твердят о том, что, дескать, само развитие событий военного времени вынуждало действовать вразрез с элементарными принципами человечности… Документы же говорят о другом. Фашистами тщательно разрабатывалась еще до начала войны целая программа чудовищных злодеяний на территориях, которые они предполагали поработить. Наиболее концентрированное выражение замыслы главарей фашизма получили в генеральном плане «Ост». Согласно ему, только в Белоруссии 75 процентов населения подлежало уничтожению, 25 процентов, наиболее пригодных по расовым признакам, предполагалось «онемечить». Так было задумано и в соответствии с этим планом действовали фашисты…»

1983 г. Уроженец Хатыни Виктор Желобкович рассказывает посетителям мемориального комплекса свою хатынскую историю...

1978 г.

Тема наказания гитлеровских карателей долгое время широко не освещалась. Подробно об их преступлениях стали говорить ближе к концу 1980‑х, но первые публикации, где называли имена убийц, появились в прессе значительно раньше. Сами же расследования нередко затягивались на годы, потому что фашисты прятались в разных уголках мира, фальсифицировали документы и притворялись рядовыми гражданами. Именно об этом рассказывает автор публикации «Хатынский набат». Примеры более чем красноречивые:

Гитлеровские оккупанты сжигают деревню возле Рогачева, 1941 г.
фото из архива «СБ».

«Все прогрессивное человечество осуждает фашизм, осуждает его возрождение, требует сурового наказания виновников преступлений. Но далеко не все военные преступники наказаны. Один из них — командир батальона СС Оскар Дирлевангер. По его приказу уничтожена Хатынь. На счету батальона, которым он командовал, свыше 120 тысяч убитых советских граждан. Только в Минской и Могилевской областях эти каратели сожгли вместе с людьми более 150 населенных пунктов. Дирлевангер повинен в том, что, нарушая решения Женевской и Гаагской конвенций, использовал мирное население при разминировании.

В годы Второй мировой войны 11 млн человек было уничтожено нацистами в концентрационных лагерях. Вопросом создания душегубок в главном имперском управлении безопасности фашистской Германии занимался Вальтер Рауфф. Однако и он ушел от правосудия — скрылся в Южной Америке…

До сих пор не наказан командир полицейского батальона Импулявичус. Он руководил карательными экспедициями против мирного населения Белоруссии. После войны преступник поселился в США, в Филадельфии».

2022 г.

В прошлом году Президент принял решение о реставрации мемориального комплекса «Хатынь». Его открытие в обновленном виде планируется совсем скоро, в марте. Но какой путь был проделан? О промежуточных итогах можно судить по публикации «Изначально должна быть правда!», которая вышла в прошлом сентябре. Тогда Глава государства уже во второй раз за год посетил «Хатынь» и лично убедился в том, как продвигаются работы. Цитируем отрывок из репортажа:

Молодежная трудовая акция в Хатыни, 2022 г.
фото Алексея Вязмитинова.

«Это была не просто рабочая поездка Президента в нашем привычном понимании. Посещение Хатыни даже спустя 80 лет после трагедии вызывает очень сильные чувства в душе каждого человека. Многие не могут сдержать слез, бывая в этом месте… Память об этой трагедии обязательно нужно сохранить для будущих поколений. И весьма символично, что именно в Год исторической памяти Главой государства было принято решение присвоить объектам капитального ремонта и реконструкции мемориального комплекса «Хатынь» статус Всебелорусской молодежной стройки.

В апреле, в день республиканского субботника, Александр Лукашенко участвовал в благоустройстве мемориала. А в пятницу решил лично посмотреть, как идут работы по строительству здесь нового музея и реставрации элементов мемориала…

Реконструкция мемориального комплекса разделена на три очереди. Первая включает очистку скульптуры «Непокоренный человек», ремонт пьедестала, монумента «Крыша сарая» и мемориала «Венец памяти», реставрацию гранитных плит дороги «Последний путь». Вторая очередь предполагает ремонт мемориалов «Кладбище деревень» и «Деревья жизни». Третья предусматривает ремонт подсветки центральной дорожки и звукового оформления мемориала.

По словам Президента, несмотря на обновление, важно сохранить первозданный вид мемориального комплекса. Ведь когда-то здесь была обычная деревня, жили обычные люди со своими горестями и радостями, растили детей, выращивали хлеб. Поэтому не следует замахиваться на «евроремонт», все должно быть просто и душевно, акцентирует Александр Лукашенко. Ну а если кто-то из людей захочет поучаствовать в благоустройстве, внести свою лепту, например, посадить дерево, кустарник, препятствий чинить не надо.

— Надо очеловечивать эту территорию, чтобы каждый был причастен, — убежден белорусский лидер».

nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter