Часовой смотритель

Инженер Геннадий Головчик стал им по призванию души

Инженер Геннадий Головчик стал им по призванию души


18 лет назад на прием к тогдашнему председателю Могилевского горисполкома Сергею Габрусеву пришел неизвестный паренек. И с порога сказал: «Могу вернуть к жизни главные городские часы». Идея руководителю города понравилась: куранты на здании гастронома «Театральный» простаивали четверть века, а ведь когда–то именно под ними назначали свидания влюбленные. Благодаря Геннадию Головчику часы исправно идут по сей день. И это не единственный механизм, возрожденный к жизни мастером.


Молодо — не зелено


История с «театральными курантами» необычна. Геннадий Головчик родом из Брестской области. В 1991 году окончил Могилевский машиностроительный институт. Молодого инженера, к тому времени уже имевшего семью — жену и ребенка, попросили освободить комнату в студенческом общежитии. Тогда и появилась у него идея — пойти на прием к председателю горисполкома.


— Вызвался починить главные городские часы взамен на жилье — комнату в малосемейке, — вспоминает Геннадий. — Я был молод, самоуверен и ничуть не сомневался, что справлюсь.


Две недели Геннадий провел без сна. Днем работал на предприятии, по ночам собирал часы. Нужные детали находил на городской свалке, кое–какие механизмы вытачивал сам.


— В то время на Быховском аэродроме резали и сдавали в металлолом самолеты. Запчасти свозили в Могилев, на свалку, — рассказывает мастер. — Так что в часах на гастрономе «Театральный» немало «летных механизмов». К примеру, новые стрелки я сделал из дюралевого крыла самолета.


Геннадий Головчик вызвался на протяжении пяти лет бесплатно обслуживать эти часы. А ухаживал за ними целых 12 лет! И лишь в 2003 году на городском субботнике отважился подойти к нынешнему председателю горисполкома Виктору Шорикову:


— Нельзя ли, чтобы за мою работу мне хоть немного платили?


Виктор Иванович о часовых дел мастере тогда узнал впервые и очень удивился, что такой в городе есть. Устроил Головчика в первое домоуправление — рабочим по комплексному обслуживанию зданий. А когда летом 2007 года мастер пришел к нему с предложением установить на возрождаемой городской Ратуше часы, захватив с собой эскиз и проект курантов, одобрил его инициативу.


Ожившая история


В часовню, расположенную в башне возрожденной городской Ратуши, на высоту 30 метров поднимаемся вместе с Геннадием. Отсюда открывается прекрасная панорама Могилева. Да и в самой часовне немало интересного. Вот три огромные гири (две весом по 180, одна — 145 килограммов), которые приводят в движение отлитые с молитвой церковные колокола. Их передал часовых дел мастеру настоятель могилевского собора Трех Святителей отец Геннадий. От звона колоколов (180 ударов в сутки) двигаются стрелки часов. Куранты — механические, а работать могут в двух режимах — электронном и механическом. Но самое любопытное в них — встроенный в механизм календарь, рассчитанный на 500 лет. Такой — единственный в стране.


Календарь — это бронзовый диск, который сам автор называет диском памяти. На нем, выполненном в форме карты Беларуси, подобно цифрам на часах, расположены самые значимые, по мнению автора, сведения о памятных событиях в жизни города. Их он почерпнул из исторических книг и архивных документов.


— По кругу диска движется стрелка, — объясняет Головчик. — Свой ход она начала в 2008 году, через десять лет сдвинется на 2,6 сантиметра, а полный оборот совершит через пятьсот лет. По часам можно изучать историю. Когда стрелка достигнет отметки 2177, пройдет 600 лет со дня получения Могилевом Магдебургского права и разрешения на постройку атрибута свободы — городской Ратуши. В 2466 году исполнится 525 лет со дня, когда из бронированного сейфа–комнаты, находящегося в здании по улице Миронова, 33, бесследно исчезли бесценные национальные реликвии, в числе которых — Крест Евфросинии Полоцкой. А в 2419 году будет 444 года, как Могилевский педагогический институт окончил первый Президент Беларуси Александр Лукашенко.


Запечатлены на диске и другие интересные исторические события. К примеру, живущие в 2395 году будут знать, что 700 лет назад 4 июня в Могилеве выпал снег и пролежал несколько дней.


В часах на специальной табличке есть посвящение матери мастера. «Этот механизм сделан мною в честь доброй памяти о моей матери — Головчик Анне, воспитавшей меня, — выгравировал Геннадий, теперь официально работающий городским часовым смотрителем при музее истории Могилева. — В напоминание каждому родившемуся, что он умрет раньше, чем эта стрелка повернется лишь на четверть». Здесь же, но уже на другом диске, автор выбил названия всех предприятий и имена людей, которые помогли ему создать этот сложный и необычный механизм.


Иностранные гости, не раз поднимавшиеся в часовню, приходили в неописуемый восторг при виде необычных городских курантов. Пожилые китайцы, обнаружив, что в часы вмонтирован календарь, рассчитанный на полтысячи лет, как дети, прыгали и хлопали в ладоши. Представитель австрийской делегации предложил Геннадию сделать точно такие же часы в Вене. Аналогичные куранты захотели заиметь и россияне. На работу Головчика звали не только официальные визитеры. Как–то его разыскал владелец роскошного особняка на Рублевке: «Сделай мне такие для дома, озолочу!» От подобных предложений Геннадий отказывается. А вот старинные деревянные часы с деталями из дуба, установленные на здании кадетской школы в России, починил. По просьбе приятеля.


У Геннадия много задумок. К примеру, он хочет сделать огромные, размером с двухэтажный дом, куранты в виде олимпийских колец с обратным отсчетом времени: сколько месяцев, дней осталось до следующей Олимпиады. А еще мастер мечтает, что в его часовню под куполом городской Ратуши смогут приходить обычные горожане (пока экскурсий здесь не проводят). О городе, ставшем для него родным, о своем восприятии жизни Головчик написал на памятной табличке, встроенной в часовой механизм. Вот лишь несколько строчек: «Время всегда было на стороне этого города. Города–труженика. Города — ратного воина. Города, который без устали вращал колесо своей истории, знавшего слезы печали и радости. Истории, живым свидетелем которой остался лишь Седоволосый Днепр».


Фото Николая ТИТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter