Фестиваль оперного и балетного искусства Вечера Большого театра в замке Радзивиллов прошел в Несвиже

Было всё, не хватало разве что Радзивиллов

Фестиваль оперного и балетного искусства "Вечера Большого театра в замке Радзивиллов" прошел в Несвиже

Отшумел, отгудел старинный Несвиж. На три дня белорусский Версаль стал тысячным залом под открытым небом. Большой театр вновь не подвел: вдохнуть театральный дух эпохи Радзивиллов можно было полной грудью. На удивление атмосфера пятых «Вечеров Большого театра» получилась куда менее пафосной, чем того требовал повод. Юбилейную дату отметили без фанфар и конников на красной дорожке, но со сладостным предвкушением настоящего чуда.

 


Генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко признается, что дворцовый комплекс именитого белорусского семейства для проведения первых «Вечеров» был выбран не случайно. Ведь именно здесь в середине XVIII столетия Уршуля Радзивилл основала первый на территории Беларуси профессиональный театр. И вот спустя почти три столетия замку в Несвиже вновь суждено было стать сценической арт–площадкой уникального театрального проекта. Гридюшко вспоминает:


— Если пять лет назад мы начинали со 100 мест, то сегодня партер готов принять уже полторы тысячи зрителей. Масштабы проекта только растут: «Вечера» давно уже шагнули за рамки партера во внутреннем дворике и вошли не только в залы самого дворца Радзивиллов, но и в костел, и городскую Ратушу.


За пять лет у проекта появились и преданные поклонники. Среди них — семья Коротких. Елена и Игорь — минчане, но наслаждаться шедеврами мировой оперной и балетной сцены предпочитают вне пространства душного города. За пять лет Короткие не пропустили ни одного фестиваля. В этом году приобщить к искусству прекрасного решили и дочь Полину. Елена делится впечатлениями:


— Здесь в Несвиже просто необыкновенная аура. Хотели, чтобы дочка тоже ее прочувствовала. Полина настолько погрузилась в сказку о «Кармен», что, игнорируя дождь и холод, уговорила нас остаться и дослушать оперу до конца. Что мы, собственно, и сделали.


Первый вечер музыкального праздника получился жарким: испанские мотивы, цыганские танцы и нешуточные любовные страсти, разыгравшиеся на сцене, согрели несвижский замковый дворик. К слову, на свежий воздух за пределы Минской кольцевой «Кармен» выехала впервые, хотя на сцене Большого идет с 1933 года. Исполнитель роли Хозе Эдуард Мартынюк отмечает, что закрытое дворцовое каре замка Радзивиллов оказалось как нельзя удобным для звучания голоса:


— Хотя условия не совсем привычные, петь здесь одно удовольствие, акустика абсолютно театральная. Единственный минус — совсем не летняя погода. Поэтому отдельное спасибо нашим зрителям. Несмотря на холод и мелкий дождь, никто из них не ушел.


Дождь и ненастье в первую очередь для балетных артистов — гарантия уйти на бюллетень. Но для солистов оперы, оркестра и хора Большого театра плохая погода, как ни парадоксально, — повод для радости. В дождь звук становится только лучше, а потому способен прогреметь эхом на весь вечерний город. Такой вот акустический феномен.


— «Кармен» открыла фестивальные «Вечера», но в самом театре прозвучала в последний раз. Как мы уже писали, опера, а вернее, ее редакция от 2004 года покидает Большой. Обновленную, девятую, версию спектакля зрители увидят лишь через год.

 


«З Ойчам адвечным»


«Кармен» стала далеко не единственным ньюсмейкером фестиваля. Конкуренцию Жоржу Бизе составил наш Станислав Монюшко — выдающийся белорусско–польский композитор XIX века. К 195–летнему юбилею классика Большой театр подготовил уникальную программу «З Ойчам адвечным». В ее основе — религиозные сочинения композитора. Все они прозвучали во второй фестивальный день. Хор Большого театра пригласил меломанов в один из красивейших костелов Беларуси — несвижский костел Божьего тела. Идейный вдохновитель концерта, заслуженный артист Беларуси Виктор Скоробогатов, углубляется в историю:


— На протяжении 18 лет прославленный композитор работал органистом в костеле Святого Яна в Вильно. За эти годы Монюшко собрал целый сборник органной музыки. Название альбому присвоил незатейливое — «Песнi нашага касцёла». Творческая плодовитость музыканта не знала границ: его руке принадлежит множество сольных и хоровых сочинений религиозной тематики. Их, а также несколько песен на стихи Яна Чечета мы решили включить в программу концерта и представить слушателю.


Скоробогатов уверен: белорусам еще только предстоит вернуть в свое культурологическое сознание творчество Станислава Монюшко:


— Отрицать его вклад в развитие польской культуры я не буду. Помню, как в консерватории мы даже проходили его по курсу зарубежной музыки... Но мы сами виноваты в том, что не знаем собственной истории. Теперь, чтобы восстановить эти утраченные страницы, необходимо приложить немало усилий.


leonovich@sb.by

 

Советская Белоруссия №117 (24500). Вторник, 24 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter