Были обещания — теперь спрос

Очередное заседание рабочей группы по проблемам строительной отрасли...

Очередное заседание рабочей группы по проблемам строительной отрасли началось с исполнения недавнего поручения Президента: немедленно организовать контроль за результатами деятельности по решению проблем долгостроев и домов с различными дефектами, допущенными проектировщиками и строителями. Из числа участников рабочей группы назначены ответственные за каждый регион — представители Администрации Президента, комитетов госбезопасности и госконтроля, МВД, эксперты строительной сферы. В ближайшее время они выедут на места, чтобы своими глазами убедиться, как исполняются обещания руководителей областей по вводу в строй проблемного жилья. Некоторым из них стоит поторопиться: спрос за пустословие будет жестким, предупредил председатель рабочей группы, Глава Администрации Президента Андрей Кобяков.


Второстепенных вопросов в строительстве не бывает, любой аспект работы отрасли напрямую отражается и на сроках возведения домов, и на стоимости квадратного метра жилья. Этот факт подтверждает весьма специфическая тема, ставшая главным предметом разбирательства на минувшем заседании: «Совершенствование системы технического нормирования в строительстве». Для непосвященных звучит сухо и скучновато, однако, если вникнуть, становится понятно, что стандарты и нормативы — те самые корни, из которых растут многие проблемы строительной сферы. Причем виновны в этом отнюдь не технические нормы — они у нас вполне современны и по большей части гармонизированы с евростандартами. Например, до 70 процентов стройматериалов и изделий производятся по нормативам, полностью идентичным европейским. Проблема в том, что пока немногие строительные организации используют все возможности, которые дает обновленная за последние годы база ТНПА (технических нормативных правовых актов).


Директор предприятия «Стройтехнорм» Игорь Лишай привел показательный пример, касающийся огнезащиты строительных конструкций. В советские времена, когда денег особо не считали, такая мера безопасности применялась повсеместно. Сегодня же есть другой путь — применение расчета температурных полей, который позволит оценить, выдержит ли конструкция при возможном пожаре, будет ли время на эвакуацию людей. Во множестве случаев ответ на эти вопросы был бы положительным и строителям не пришлось бы применять для излишней огнезащиты дорогущие импортные смеси. Экономия, по словам И.Лишая, могла бы составить миллиарды рублей и, разумеется, отразилась бы на конечной стоимости возводимых объектов, в том числе и жилья. Но... и проектировщики, и строители предпочитают работать по старинке — применяют сплошную огнезащиту по советским лекалам. Все равно, мол, все будет оплачено.


Такой неэкономный подход, по мнению рабочей группы, недопустим. Да, обеспечение безопасности людей — важнейший вопрос, но он должен быть решен на достаточном, а не чрезмерном уровне. Следует исключить и такие примеры бессмысленного расточительства, когда на каком–нибудь складе устанавливается система пожаротушения более дорогостоящая, чем вся продукция, хранящаяся на этом складе. В итоге принято решение создать механизм, который бы обязал проектировщиков искать решения, максимально исключающие ненужные затраты. Нынешние стандарты это позволяют. Но палкой в колесе проектирования внезапно оказываются другие требования, которые выставляются ведомствами, далекими от строительной сферы. Руководитель «Стройтехнорма» не скрывал возмущения:


— Мы работаем в тесном контакте с МЧС, и у нас нет разногласий по соблюдению противопожарной безопасности. Однако некоторые другие министерства — природы, здравоохранения, энергетики — без какого–либо согласования выпускают различные положения, исполнение которых становится обязательным для строителей, хотя некоторые из этих документов могут и противоречить принятым в отрасли нормативам.


Как избежать правового раздрая? Члены рабочей группы припомнили, что во времена СССР обязательными для строителей были лишь два вида решений — либо принятые Госстроем, либо согласованные с ним. В связи с этим Андрей Кобяков предложил поднять на новый уровень межведомственный экспертный совет по регулированию строительной отрасли:


— Обратимся к Правительству, чтобы совет возглавил вице–премьер. И ни одно решение никакого ведомства не должно приниматься без согласования с этим советом, в котором люди будут нести персональную, пофамильную ответственность за каждое принятое решение. Надо прекратить перегружать строительную отрасль массой ненужных нормативов и противоречивых требований.


***


Какие перспективы ждут дольщиков, уставших ждать крыши над головой, в Могилевской области? Об этом отчитался первый заместитель председателя Могилевского облисполкома Анатолий Черный. Он заверил рабочую группу, что 22 многоквартирных жилых дома, сроки строительства которых превышены, будут введены в эксплуатацию до конца года. Всего в области на 1 июня было 27 проблемных домов, строительство 5 из них завершено в первый летний месяц. Еще 3 должны быть готовы в июле, 8 домов — в августе, 9 — в сентябре и еще 2 самых сложных долгостроя — в декабре.


Было заметно, что А.Черный действительно владеет ситуацией — он четко отчитался по каждому из обращений, поступивших на «телефон доверия» рабочей группы от жителей Могилевской области. Назвал конкретные сроки, рассказал о том, как областные власти собираются выходить из ситуации, когда стоимость квадратного метра жилья для многодетных семей превышает социальный потолок в 4,6 миллиона рублей: идея состоит в том, чтобы покрыть разницу за счет сэкономленных на строительстве других домов средств. Предложение распространить такую практику на всю страну вызвало сомнения у сопредседателя рабочей группы, главы КГК Александра Якобсона:


— Все–таки возможности регионов различны, и мы можем вызвать недовольство людей, если кому–то компенсируют возросшую стоимость жилья, а кому–то не смогут. Подход к проблеме должен быть единообразным.


Тем не менее Могилевскому облисполкому поручено проработать и представить рабочей группе предложения по безотлагательному обеспечению доступным жильем, в первую очередь многодетных семей. Также будет рассмотрено предложение Анатолия Черного по законодательному введению возможности расформировывать те ЖСПК, членов которых еще не начали кредитовать, но их дома уже должны строиться:


— Это нужно для того, чтобы такие дома с уже готовой документацией можно было бы построить по принципу госзаказа, — пояснил докладчик.


Хотя планы могилевских властей выглядят весьма оптимистично, председатель рабочей группы все–таки предостерег облисполком, чтобы решение застарелых проблем не породило новых:


— Не должно быть такого, чтобы вы сейчас все силы бросили исключительно на проблемные дома, забросив те стройки, которые пока ведутся согласно графикам. Давние долгострои следует завершить, одновременно не допустив срыва сроков для жилья, ожидаемого людьми и в текущем, и в 2014 годах.

 

Советская Белоруссия №138 (24275). Суббота, 27 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter