Бойкая торговля

Интернет–магазинам хотят изменить правила игры...

Интернет–магазинам хотят изменить правила игры. Рабочая группа из представителей Минторга, Министерства по налогам и сборам, Нацбанка, Академии наук и бизнеса подготовила план, который, как предполагается, сделает работу интернет–магазинов более совершенной.


Прежде всего, торговые точки в сети обяжут предоставлять покупателям право выбора способа оплаты. Ирина Наркевич, заместитель министра торговли, считает, что именно это обеспечит прозрачность продаж в интернете: «Сегодня актуально развивать дистанционный способ оплаты — это платежи посредством системы Единого расчетного информационного пространства (ЕРИП), мобильного и интернет–банкинга, электронными деньгами, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков, а также наложенным платежом при получении товаров на почте». С одной стороны — похвальна забота о потребителе. Но в бизнесе, а тем более в этом, где конкуренция очень жесткая (сегодня зарегистрировано более 3.700 интернет–магазинов), забота о клиенте — залог существования. Поэтому различные формы расчетов большинством уже давно опробованы и внедрены. У каждого вида платежа есть плюсы и минусы. Но очевидно одно: реальной конкуренции у наличных денег пока нет. Да и любой другой вид оплаты сводит на нет главное преимущество интернет–торговли — оперативность: выбрал, позвонил, привезли, оплатил.


И разработчики вроде бы и не против оставить и этот вид расчетов, но с одним условием: только на сумму не более 20 базовых величин, все, что дороже, — оплачивать только путем дистанционного перечисления денег. Ирина Наркевич ссылается на мировую практику: «Во Франции, например, оплата товара на сумму свыше 3 тысяч евро осуществляется только за безналичный расчет». Но 3.000 евро — это ведь не 700.000 белорусских рублей. Тем более что и в самом Минторге знают, что, кроме прочего, в интернет–магазинах продаются бытовая техника, стройматериалы, автозапчасти, туристические услуги, мебель, оргтехника. По любой позиции превысить лимит можно запросто.


Налоговики подводят под изменения свое объяснение. Владимир Муквич, начальник главного управления контроля подакцизных товаров и электронных технологий МНС, наличный расчет напрямую связывает с качеством: «До тех пор пока наши потребители будут рассчитываться наличными, продолжится работа недобросовестных продавцов и курьеров. Поэтому необходимо создать такой механизм, который будет гарантировать покупателю частичный либо полный возврат потраченных им денег за некачественный товар». Действительно, в силу многих преимуществ — более низких цен и удобства совершения покупок, торговля в сети серьезно прибавляет. Товарооборот интернет–магазинов за прошлый год составил 231,6 миллиарда рублей, тогда как в 2009–м — 69,9 млрд. рублей. Рост в 3,3 раза! Но и жалоб становится больше. Подтвердила нам сей факт и Наталья Карп, юрист Минского общества потребителей: «Проблем несколько. Во–первых, о самих интернет-магазинах мало информации. Во–вторых, в гарантийных талонах на товар зачастую только адрес сайта, нет печати. В–третьих, чеки не выдаются. В итоге найти продавца просто невозможно. А если и найдешь — его подписи нигде нет, товар привозил курьер, который, к слову, и работником ИП не является. Спросить не с кого».


Проблема есть. Решит ли ее безналичный расчет? Вопрос. К тому же ограничения в оплате наличными тоже понравятся не каждому потребителю. Словом, многое еще предстоит взвесить. Современные технологии торговли развивать нужно. А болезни роста лечить осторожно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter