Народному художнику Маю Вольфовичу Данцигу исполнилось 85 лет

Большой!

Народному художнику Маю Вольфовичу Данцигу исполнилось 85 лет


В его мастерской я видел настоящий плуг, с лемехом, отвалом, ручками. Тяжеленный, ржавый, убедительный... Кругом картины, рамы, мольберты, кисти, краски, холсты, глянцевые альбомы по искусству, фотографии. Пахнет красками, лаком и кофе, а в углу — старый железный плуг.



Тот плуг был персонажем его первой огромной картины «Белоруссия — мать партизанская», написанной в далеком 1967 году. Такой же равноценный герой полотна, как старые и молодые партизаны в телогрейках, женщины с суровыми лицами, подростки, седобородые старики, пулемет, накрытый деревенским лоскутным одеялом, холодная печь, оставшаяся от сожженного дома, и зимний пейзаж с полыхающим небом и черными стволами сосен...

Думаю, что хранит художник этот плуг специально. Они похожи, они подходят друг другу, как это ни удивительно. Потому что нет у нас другого художника, который смог написать столько холстов, огромных, как поля...

Если бы меня попросили сказать о Мае Данциге максимально кратко, одним словом, вложив в него все, что думаю и знаю, я сказал бы: «Большой!» Обязательно с восклицательным знаком и непременно с заглавной буквы. Он большой во всем. В своих желаниях, идеях, замыслах и, самое главное, в результатах.

У Данцига огромная мастерская с высоким потолком и окнами во всю стену. Уверен, если бы она могла быть еще выше и еще шире, то и полотна, написанные в ней, были бы еще больше.

Все его программные работы — многометровые, монументальные. Они привозились на выставки в разобранном виде. В зале, на полу, складывался–собирался подрамник, разворачивался, а потом натягивался холст... А когда картина оказывалась на стене выставочного зала, то даже у коллег перехватывало дыхание. У одних от зависти, у других от восторга и восхищения.

Работы Мая Данцига сразу после первой выставки становились знаменитыми, а потом, очень быстро, и хрестоматийными. По ним теперь судят не только об изобразительном искусстве Беларуси, но также и об искусстве бывшего Советского Союза. Ни одна масштабная выставка уже давно не обходится без работ Мая Данцига. Он — история и живая легенда!


Мне повезло, впрочем, как и сотням других студентов, четыре года учиться у профессора живописи Мая Вольфовича в нашей академии искусств. Он относится к тем учителям, которые позволяли студентам вести с ним спор, говорить на равных, пытаясь доказать свою правоту. В те годы подобные отношения педагога и ученика были редкостью.

Сегодня, тридцать лет спустя, стало понятно: главная причина такой свободы — уверенность мастера в том, что спорить надо не ради спора, а для того, чтобы искусство двигалось вперед, искало новые выразительные средства, темы, сюжеты.

Данциг — ярчайший представитель «сурового стиля». Он из тех творцов, кто попытался говорить прямо, громко, честно, всегда оставаясь верным самому себе, убеждениям и идеалам. В его лучших работах — в тематических полотнах, городских пейзажах, натюрмортах, портретах — главное — тема, идея, яркое решение.

Он рассказал о войне, о мире, о любимом городе, о людях, с которыми близок, и, самое главное, о времени, в котором живет.

В день своего рождения Май Вольфович был в мастерской. Я поздравил учителя и замечательного художника с юбилеем, пожелал здоровья. Пошутили, говоря о планах на будущее и вспоминая прошлое...

Глядя на полотна, легко представить Мая Данцига великаном, высоченным, плечистым. На самом же деле Май Вольфович человек невысокий, голова гордо вскинута, глаза блестят.

Долгих вам лет, мастер!

Советская Белоруссия № 81 (24711). Четверг, 30 апреля 2015

ladzimir@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter