Репортаж из Центра профилактической дезинфекции Минска

Блохи наши дела

На «мышей» мы не обижаемся. Издержки профессионального юмора...
— О, мыши пришли, — встречает нас мастер ЖЭСа. — Ну проходите, делайте свои темные дела.

На «мышей» мы не обижаемся. Издержки профессионального юмора. А дела — да, темную сейчас сделаем местному микки-маусу и его шайке. Завелись тут, понимаешь, мерзкие грызуны в подвале дома добропорядочных граждан. Ну погодите, сейчас мы вас, хвостатые… И да не уронит дом звание высокой культуры быта! Так что не темные, а благороднейшие дела делаем мы, дезинфекторы.

zenkevich.pngВ Центре профилактической дезинфекции мне выдают синий чепчик, халат, сапоги, очки (как плавательные) и забавный с виду респиратор. Большой такой, с ним я, как муха цеце. Команда «цеце» идет на объект. Берем приманки для грызунов, и — сражение начинается.

— Откушайте, мышки, чипсов. Вкусные, хрустящие, с отборным ядом, — приговаривает Лариса Зинкевич (на снимке), расставляя тарелки у контейнера, в который мусоропровод «сплевывает» отходы.

Тут грызуны и пасутся. Надо сказать, эти мелкие твари сейчас буквально с жиру бесятся. Еще лет 10 назад они, голодные, накидывались на ядовитую гречку дезинфекторов, а теперь им, видишь ли, арахис, чипсы, печенюшки всякие подавай, даже сырную пасту — в качестве приманки. На простую крупу не всякая мышь пойдет. Разбаловали ее люди. Жить стали лучше, жить стали веселее, вот и бросают в мусоропровод недоеденные сыры да колбасы. Служба дезинфекции для приманок закупает у заводов самые разные продукты.

Правило любой войны — знать врага в лицо. Дезинфектор не то что с мордой грызуна — с его психологией хорошо знаком.

— Мыши, скажем прямо, глупые, — рассказывает Лариса. — У них так: что вижу — то грызу. Поэтому расставляем для них много приманок, но корма кладем туда по чуть-чуть: мышка тут хватанула, там… А вот крысы — о, умнейшие существа! Живут своими сообществами. Увидев еду, отправляют на дегустацию самого слабого члена стаи. Тот пробует и, если пища безопасная, дает «зеленый свет» сородичам.

Однако, безопасная она или нет, грызун узнает только на пятые—седьмые сутки. И это будет последнее открытие в его жизни: крыса умирает. То есть дезинфекторы используют яд, смертельная доза которого накапливается в организме вредителя несколько дней. Травят в два этапа: сначала раскладывают приманки, а через пять дней проверяют результат. Приходят — а там трупики.

Дальше мы идем на блох.

— Вы травильщики? Слава богу! Заходите. Заели они нас, — для хозяйки пострадавшей квартиры наш визит — как второй приход мессии.

Зашли. Дом шикарный. Как только блошки сюда забрели? Уничтожать их будем опрыскивателем. Он похож на агрегат для травли колорадского жука: разбрызгивает раствор яда.

— Ой! А отрава следы на стенах оставит? — спохватывается хозяйка.

— Нет, — обнадеживаем.

— Все равно не лейте на обои! Они итальянские. На пол брызгайте.

 Как ни доказывали мы, что для эффекта надо бы и стены на метр окропить, — «не лейте», и точка. 

lab.pngДезинфекторы просят коммунальщиков заделывать подвальные окна, чтобы не ютились там бездомные коты и собаки. Их блохи могут чудным образом добраться вплоть до пятого этажа. Идет, скажем, человек за закаткой в подвал, а оттуда вместе с огурцами и блошек домой несет. 

— Бабушки чуть ли не палкой нас отгоняют от этих подвальных прибежищ: «Изуверы! Не травите, там же котики!» — жалуется Лариса. 

Любая профессия, понятно, оставляет след в жизни человека, у дезинфекторов же она следит порой немилосердно. Приносили они себе домой ненароком и блох, и всякой другой нечисти. Муж Ларисы шутя говорит своему спаниелю: «Отойди, дружок, хозяйка в карантине».

Меньше стало в минских домах тараканов. Но рано радоваться. Закон природы: если опустевает одна экологическая ниша, ее сразу же заполняют насекомые другого вида. И что получаем? Меньше тараканов — больше клопов. 

— И откуда только берется эта рыжая мелочь пузатая? — удивляюсь, увидев в одной квартире чуть ли не муравейник. 

Домовые муравьи ползали в хлебнице, сахарнице… Они вообще те еще сладкоежки. На том и попадаются. В лаборатории центра делают для них приманки на основе меда с борной кислотой. «Десерт» расставляют на кухне в одноразовой посуде. И, представьте, за медом сбегаются не все, а только рабочие муравьи. Так называют этих мелких добытчиков, несущих еду для всей своей семьи. Получается, один рабочий «рыжик» приносит приманку собратьям, и все они «засахариваются» насмерть. 

Устранение неприятных запахов — есть и такая услуга в центре. Например, трупные запахи. Бывает, мертвый человек и несколько недель в квартире лежит, пока соседи не обнаружат... Аэрозоли дезинфекторов разрушают токсичные соединения в воздухе без остатка.

krisi.png


Центр обслуживает и многие предприятия, организации. Владельцы автотранспорта, который перевозит продукты, заказывают дезинфекцию своих машин. Солидные пабы ежемесячно просят очистить воздух в залах для курящих. Столовые, общежития, хлебозаводы, молокозаводы вызывают на тараканов и мух. Короче, без работы дезинфекторы никогда не останутся. И, между прочим, не каждый годен к такому труду. Небрезгливым надо быть — раз, выносливым — два… У дезинфектора несколько объектов в день, он — как Фигаро тут, Фигаро там. 

Работа, что и говорить, нескучная. Был случай, человек вызвал потравить клопов в своей «однушке» в общежитии. Приехали — чисто. А хозяин просит: «Дайте справочку, что их тут у меня кишмя кишит». Оказывается, он с такой справкой рассчитывал получить двухкомнатную квартиру. Чудак-человек. Так хорошо, если только чудят, а то ведь еще и воруют. Было такое, да, пошарили в сумке дезинфектора в одной квартире. И еще вспоминают дедушку с галлюцинациями. Ему повсюду мерещились тараканы. По три раза в месяц вызывал дезслужбу. А иные бедняги, у которых тараканы действительно есть, и не догадываются вызвать специалиста. Сами за усатыми гоняются… Вы все еще машете тапкой? Тогда мы идем к вам!

Наталья СТАСЬКО 

Snatw3@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter