Как белорусок раскручивают на миллионы, приглашая на бесплатные спа-процедуры

Бесплатный сыр за 22 миллиона

«Ужаснее утра у меня еще не было: слезы, растерянность, полное непонимание случившегося. Хочется попросить о помощи, но даже язык не поворачивается кому–нибудь рассказать, ведь получается, что сама и виновата», — это цитата из письма 41–летней минчанки Виолетты, посетившей минский салон красоты по улице Толбухина. Ее туда пригласили для бесплатной спа–процедуры. Как и некоторых других читательниц «СБ». Потом они звонили, умоляли о помощи и настоятельно просили предостеречь других. «Там сплошной гипноз! Пошла на бесплатную процедуру, и уже через 2 часа потратила 22 миллиона рублей! У меня не было таких денег, но я тут же взяла кредит. На какие–то баночки с кремами... По–вашему, это нормально?» — недоумевала и 48–летняя могилевчанка Ирина Ясковец. Наконец, звонка из салона дождалась и корреспондент «СБ».


— Здравствуйте, Марина! Спешим обрадовать: на ваше имя оформлен подарочный сертификат для прохождения уникальной спа–процедуры с использованием израильской косметики. Когда вам удобно к нам прийти?

— Не может быть! А кого благодарить за подарок? — решила я подыграть.

Звонившая игриво парировала, что, дескать, мой щедрый доброжелатель пожелал сохранить имя втайне. Я попросила перезвонить мне через неделю. Потом еще через две... Каждый раз голоса из салона проявляли чудеса терпения и настойчивости:

— За вами будет закреплен наш специалист и отдельный кабинет. Вас ждет компьютерная диагностика кожи, и вы получите подробную консультацию косметолога. И это тоже бесплатно!

Сдаюсь и назначаю визит на ближайшую субботу. Счастливый «салонный» голос подробно рассказал, как добраться и очень просил не забыть паспорт: «Мы должны быть уверены, что сертификатом не воспользуется кто–то другой». И вдруг совсем странный вопрос: «Марина, а вы работаете?» Это тоже важно для получения бесплатной процедуры? Когда я, придя с дочкой, на месте спросила о том же администратора салона, он стушевался...

Надо сказать, интерьер салона уже действовал на психику. Подчеркнутая роскошь в каждом сантиметре. Наверное, она должна была наводить на мысли: «Черт возьми, да в такие места женщин в шубах и бриллиантах привозят личные водители на дорогих машинах! А тут ты в видавшем виды свитере...» Остальные посетительницы, впрочем, точно так же не вписывались в обстановку и, судя по выражению лиц, тоже изрядно комплексовали. Потихоньку нас «разбирали» специалисты в белых халатах...

Закрепленная за мной Ольга еще по дороге засыпала вопросами, среди которых опять возник сакраментальный «кем работаете?». Объяснение: «Хотелось бы знать, ваша деятельность протекает в офисе, на заводе или на улице? Нужно разобраться, какие виды стрессов испытывает ваша кожа, чтобы быстрее понять причины проблем и правильно назначить лечение!» Потом меня подвели к огромному зеркалу и предложили всмотреться в собственное лицо под долгий аккомпанемент горькой правды:


— В наш салон приходят женщины значительно старше вас, но выглядят, уж извините, на порядок лучше. Посмотрите, как расширены ваши поры, во многих местах уже явно заметен купероз! Еще немного — и процесс будет необратим! Кстати, морщинки ваши можно существенно уменьшить и вообще приостановить старение. Просто кожа ваша очень сухая...

Откровенно говоря, никакой сосудистой сеточки я у себя в упор не видела. Из–за морщин тоже не переживала: не так уж их и много. Но Ольга не успокоилась, пока я не признала: все очень плачевно. И вот я на кушетке, а на одной половине моего лица чародействует «настоящее чудо натуральной косметики, которой нет равных во всем мире». Следующие 2,5 часа были посвящены волшебным кремам и лосьонам якобы израильского производства и их «невероятно умным кристаллам». По ходу дела Ольга пнула всех возможных конкурентов, включая отечественных производителей. Прошлась по неблагодарным мужьям, которые вынуждают своих жен вкалывать как лошади, а потом еще ругают за лишний тюбик купленного крема:

— Вообще, косметика возврату не подлежит. Но однажды директор просто по–человечески пожалел клиентку, которая в слезах вернулась с нашим набором средств, объясняя, что муж едва не убил ее за стремление стать красивее и моложе. Поэтому мы рекомендуем вообще не посвящать мужей в свои приобретения. Купила — молчи и наслаждайся! А вот другая наша клиентка призналась мужу, что покупает набор, потому что 20–летняя разница в возрасте становилась все разительнее. И что вы думаете? Через полгода к нам примчался ее супруг и попросил чемоданчик с кремами уже для себя!

О моей дочке Ольга тоже не забывала:

— Я просто уверена, что красота мамы для такой прекрасной девочки гораздо важнее нового смартфона или планшета! Ведь мама наверняка много работает ради тебя, как думаешь, она может хоть раз побаловать себя дорогим подарком?


Пока масочка работала над кожечкой, Ольга сходила за чемоданом, который, конечно, впечатлял и внешне, и внутренне. Что и говорить, достойная упаковка делает свое дело. Плюс комментарий специалиста (наподобие «после применения вот этого средства для тела у моей подруги сразу исчезло несколько сантиметров в талии!»). Плюс собственное естественное желание всегда быть на все сто... Унося чемоданчик, меня оставили наедине с прайсом... О боги, 44 миллиона!

Пришло время оценить обработанную половину лица. Уж не знаю, что у себя там наблюдали 13.000 постоянных клиентов салона (там заверяют, что именно столько посетителей уже стали обладателями чудо–чемоданов), но я вообще никаких изменений не заметила. О чем честно и сообщила Ольге.

— Но вам хотя было как–то приятно? Может, ощущение свежести?..

Я согласилась. Хотя, знаете ли, ощущение свежести за 44 миллиона...

Новую дозу «горькой правды» я проглотила во время компьютерной диагностики состояния кожи. В графе «морщины» — 100%! Разумеется, подтвердился купероз 2–й стадии, расширенные поры и сухость.

— Посмотрите, всего 18% влаги на необработанной стороне лица! — схватилась за голову Кристина. При этом на обработанной компьютер зафиксировал почти норму. И тут я решила воспользоваться присутствием дочери, попросив приложить хитроумный прибор к ее юной щечке. Пришлось даже настоять. И что вы думаете, прибор выдал: всего 20% влаги! У 13–летней девочки!..

Достойная упаковка делает свое дело

По возвращении в кабинет Ольги меня ждала радость: новый прайс сообщал о 50–процентной скидке при условии, что чемодан с тюбиками и баночками приобретается сегодня же! Плюс теперь я могла рассчитывать на бесплатное сопровождение салона в течение года: ежемесячную диагностику и консультации. Более того, предлагалась рассрочка на 3 либо на 6 месяцев!

Но я и здесь устояла. Ольге ничего не оставалось, как заняться второй половиной моего лица и пустить в ход «тяжелую артиллерию» в виде очередной партии «чудесных» историй. Одна из них — о бедной 55–летней санитарочке из больницы, которая благодаря щедрости директора фирмы сумела получить рассрочку на косметику аж на 18 месяцев.

— Так что иногда наша фирма идет навстречу пенсионерам и другим малообеспеченным людям, выписывая специальные купоны. Но это очень большая редкость!

Вторая половина лица удивила меня, увы, не больше, чем первая. И тут Ольга, убившая на меня уже целых 3 (!) часа, куда–то отлучилась, а потом пошла на крайнюю меру:

— Вот просто невероятная удача! Купон на полтора года, про который я вам рассказывала... Только что одной пенсионерке банк отказал в предоставлении кредита. Видите, всего чуть больше 1 миллиона 200 тысяч в месяц платить придется. Разве это деньги?

000 10-IMG_20151114_171146 500.jpg

Что и говорить, Ольга добивала профессионально. Но я была непреклонна. Мне дали время подумать, пока буду заполнять список из номеров телефонов подруг и знакомых, «чтобы они также имели возможность получить бесплатный уход за кожей в нашем салоне». Так вот откуда берутся эти «подарочные сертификаты»! И я оставила только два совершенно безнадежных номера. Зато теперь точно знаю, что чувствует мышь, которой удается обмануть мышеловку! Хотя, сказать откровенно, лица клиенток, покидавших салон с заветными чемоданами, просто сияли. Вопрос: надолго ли?

Комментарий

Председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша:

— О деятельности этого салона и его «волшебных чемоданчиках» мы знаем уже давно. И хоть статистику так называемых пострадавших не ведем, но не ошибусь, если скажу: их великое множество! При этом проблема скорее даже усугубляется: граждане массово обращаются к нам с просьбами помочь вернуть деньги каждую неделю. И некоторым удавалось помочь. Поэтому тем женщинам, которые попались на удочку торговцев и осознали, что очень ошиблись, все–таки есть смысл поспешить к нам для анализа договора, подписанного в салоне, и выработки дальнейших действий... Ведь возможности вернуть косметику самостоятельно и потребовать обратно деньги нет. Продавец не лукавит, когда предупреждает об этом: в соответствии с действующим законодательством парфюмерно–косметические изделия входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. И давайте смотреть правде в глаза: двух–трех часов, пока клиентка находится в салоне, вполне достаточно, чтобы несколько раз взвесить собственные возможности, соотнести их с потребностями, посчитать мысленно до десяти и в случае хотя бы малейшего сомнения все же отказаться от совершения покупки. Но, увы, в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. В итоге — слезы... Вообще, хочется отметить, что современный бизнес уже научился продавать. Но люди, к сожалению, так и не научились покупать.

eversman@sb.by

Маргариты ЭВЕРСМАН

Советская Белоруссия № 236 (24866). Суббота, 5 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter