Кандидат биологических наук Игорь Бышнев раскрывает секреты самых простых и эффективных методов киносъемки природы

Беловежская пуща зимой

Игорь Бышнев раскрывает секреты самых простых и эффективных методов киносъемки природы

Кандидат биологических наук Игорь Бышнев на телеканале «Мир» уже восемь лет ведет еженедельную передачу «Миллион вопросов о природе». За эти годы предприняты сотни фенологических прогулок, экспедиций и путешествий для изучения удивительных сезонных явлений. Мы попросили телеведущего, сценариста и оператора Бышнева рассказать и нашим читателям о наиболее интересных представителях растений и животных, тем более в личном архиве ученого множество удивительных фотографий. В новом проекте «СБ», кроме прочего, Бышнев раскроет секреты самых простых и эффективных методов наблюдения, фотографирования и киносъемки природы.

Всегда приятно навещать старых знакомых. Особенно когда они живут в Беловежской пуще.


Интерес к пущанцам у нас непраздный. Время наступило суровое, холода вокруг ощутимые. Мороз опускается за отметку минус двадцать. А пуща и в лютый холод живет своей заповедной жизнью.


Всякий раз, заходя сюда, в первую очередь мы здороваемся с великанами–дубами. Напомним, что Беловежская пуща — единственный в Европе массив леса, в котором более тысячи многовековых деревьев. Их средний возраст — 90 лет, а патриархи достигают 200–, 300– и 400–летнего возраста.


Сохранению этих уникальных мест способствовало то, что в разные эпохи здесь охотились литовские, польские, русские коронованные особы, короли, цари и прочая дворцовая знать. Пуща охраняется и считается заповедным государственным лесом с ХIV века.


Сейчас здесь — Национальный парк. А еще у пущи есть статус биосферного (значит — эталонного для Европы) заповедника.


Леса выделяются богатством флоры и фауны. Разнообразные растения обеспечивают возможность для выживания многочисленных животных. Но не все так просто, особенно в суровые зимние дни.


Когда тает иней на зубрах?


Где искать зубра зимой? Понятно, недалеко от подкормочных мест. Звери приходят к кормам два раза в сутки — ранним утром и поздним вечером. Остальное время — отдыхают.


Несмотря на то что мы начали наши наблюдения до восхода солнца, зубры уже успели покормиться и стояли в заснеженном лесу в полукилометре от кормушек.

Первое, что бросилось в глаза, — иней на зубриных мордах. Словно маски неоткрытых цивилизаций украсили этих древних животных. Снежная пудра дополняла сказочность этого необычного убранства исполинов леса. Температура этой ночью опустилась до минус 22 градусов, и можно представить, каково было животным, если даже спустя несколько часов после пробуждения иней не растаял.


Но, согласитесь, видимо, только в такие холода зубры принимают облик тех зверей, которые пережили великие оледенения на континенте. И мы с нескрываемым удовольствием наблюдали за этим удивительным стадом. Звери практически не двигались. И это была их зубриная уловка, даже, правильнее сказать, — жизненная стратегия, противостоящая большим холодам. Просто, как все в природе. Меньше движений — меньше энергетических затрат. Больше остается тепла для собственного организма. Но и при этой неподвижности звери оставались дикими и осторожными.


Фотографии получились только после того, как удалось приучить животных к нашему неподвижному присутствию возле стада. А на это ушло примерно 30 минут.


Но постепенно звери успокоились. Некоторые из них продолжали жевать жвачку. Кое–кто лениво почесывался о стволы деревьев. Кое–кто укладывался на дневную лежку. Порадовали зубрята. Их оказалось в этом стаде трое. Ну это тех, кто родился в прошлом году. Кстати, зубрята вели себя очень солидно, словно взрослые, — так же степенно потягивались, жевали жвачку, чесались и осматривали окрестности. А потом укладывались спать.


Так когда же растает иней у них на мордах? Да, похоже, что при такой размеренной жизни и при таких морозах — никогда.


Спокойной ночи, зубры... Нет–нет, вернее будет сказать: спокойного дня!


Кого подкармливают в стужу?


В заповедном лесу мы неожиданно встретили лесника на лошади. Он приехал сюда, на подкормочную площадку, чтобы насыпать зерна в кормушки. Кажется, все понятно: зима, холод, голод. Нужно подкармливать лесных животных.

Подкормка на таких территориях — явление неоднозначное. Если лес заповедный, то это значит, что он должен существовать по естественным законам природы. Без всякого вмешательства человека. В том числе и без дополнительной подкормки. Но в Беловежской пуще подкармливать копытных зверей необходимо. Уж слишком долго человек перестраивал эти природные экосистемы под свои нужды. Десятилетиями здесь поддерживалась высокая численность лося, косули и кабана. Настолько высокая, что нынче перед лесниками стоит сверхзадача: как спасти выедаемый копытными древесный подрост. Лес не восстанавливается из–за обилия зверя. Перестань он кормить — и это может вызвать массовую гибель животных. Особенно в такие сильные морозы.


Но, похоже, что самыми первыми потребителями зерна «от лесника» станут не косули и олени, а сойки. Не зря же они все это время внимательнейшим образом наблюдали за работой лесника. А что тут удивительного? Сойка — существо умнейшее, сообразительное и внимательное. Кому как не сойке лакомиться кормами там, где они открыто лежат.


В сильный мороз птицы, как и зубры, не суетились. Хотя в обычных условиях сойка — птица подвижная и деятельная. Но мороз и к смышленым сойкам вплотную подобрался...


Здесь же мы увидели самца зяблика, который остался зимовать в Беловежской пуще. Все его сородичи давным–давно улетели. Нет, не все. Даже если птица перелетная, такая как зяблик, каждый год несколько самых смелых, а может, самых ленивых особей остаются зимовать на родине.


А еще сойка — птица крикливая. Завидев хищника, всегда поднимает шум: резкое «крэ... крэ...» громко разносится по лесу.


Но сегодня все спокойно. Кормов хватает на всех...


Нам же остается замереть в ожидании: кто еще придет на угощение человека?


Кто гуляет по вечернему лесу?


Кабанов мы увидели только после заката солнца. Вот тебе и Национальный парк. Но, кстати, такое поведение зверей свидетельствует об отсутствии стойкой привычки к корму от человека. В охотхозяйствах кабаны иногда живут возле подкормочных площадок, не очень–то стараясь активно бегать по заснеженному лесу. Здесь все не так. Кабаны осторожны и подвижны. Правда, выходят из леса они по проторенным тропам, и это очень удобно для наблюдения и съемок.


Но вообще, если зверя не тревожить, то он спокойно относится к присутствию человека. Мы этим, кстати, с успехом воспользовались. Кабан — зверь подслеповатый, и, когда ветер дует от стада к опасности, ему трудно определить любой неподвижный объект: то ли это зубр, то ли лось, то ли человек...

Чем же питается кабан в эти морозные дни? Скусывает стебли растений, выглядывающие из–под снега. Это не слишком хорошо. Ветви деревьев и кустарников, листья, сухая трава и мхи относятся к числу вынужденных кормов, поскольку пищеварительная система кабана не приспособлена к их переработке. А все из–за того, что, по всей вероятности, кабанам нынче не слишком легко добираться сквозь глубокий снег к своим любимым лакомствам, хранящимся в почве: питательным корневищам растений, желудям и орехам.


А еще мы стали свидетелями небольшой драки кабанов. И это интересно. Длительность гона у этого вида, кстати, зависит от осенней погоды и урожая кормов. В теплые осень и зиму гон запаздывает и, наоборот, при ранних заморозках начинается в более ранние сроки.


К началу гона у секачей развивается так называемый калкан — очень плотное утолщение задней части шеи, своеобразная броня, защищающая от клыков соперника во время брачных драк. Так что кабаны — не исключение в списке рыцарей животного мира.


А там, где кабаны все–таки добрались до почвы, пируют все те же сойки и большие синицы. Похоже, что именно они являются самыми смышлеными пернатыми обитателями пущанских лесов. Где мы только их не встречали — и возле зубров, и на подкормочных площадках, и в деревенских дворах. Здесь вот за кабанами промышляют. Молодцы!


И все–таки самыми осторожными оказались косули и благородные олени. Их мы смогли увидеть уже под самый конец светового дня. Сначала заметили среди сосновых стволов самца косули с мягкими рожками, а потом несколько стад оленей. Олени только–только начали выходить на кормежку, и нам осталось пожелать им приятного аппетита.


Игорь БЫШНЕВ, кандидат биологических наук.


Фото автора.


Советская Белоруссия №14 (24397). Пятница, 24 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter