Все решения приняты, надо двигаться. Подробности совещания по вопросам экспорта белорусских товаров

Беларусь достаточно уверенно работает на внешних рынках, но надо двигаться вперед

Логистика продаж, платежи и повестка предстоящей встречи с Владимиром Путиным. Подробности совещания по вопросам экспорта белорусских товаров

Экспортная тематика по‑прежнему на особом контроле белорусского лидера. Несмотря на всякие санкции и ограничения со стороны Запада, мировая конъюнктура складывается таким образом, что все товары, которые производятся в Беларуси, крайне востребованы на внешних рынках. А значит, нам нужно действовать более активно и напористо, развивать стратегию продаж, чтобы не только оперативно реагировать на вызовы, нивелировать существующие риски, но и улучшать достигнутые результаты. На это ориентирует и Правительство, и экспортеров Александр Лукашенко:
— Надо двигаться, двигаться, не стоять на месте, и прежде всего по организации продаж. Мы научились производить все, притом в огромных количествах, не соответствующих величине и экономике нашей республики. Умеем мы продавать, но кое‑кому не хочется или еще какие‑то вопросы мешают...

Расслабляться нельзя

Нынешнее совещание, по сути, стало продолжением обсуждения, состоявшегося чуть более двух месяцев назад на уровне Главы государства. Тогда рассматривались вопросы создания Беларусью собственных портовых мощностей для перевалки отечественных грузов, прежде всего калийных удобрений, и планы экспорта до конца года. Были приняты необходимые решения, даны соответствующие поручения. Вчерашняя встреча имела контрольный характер. Причем Президент сразу же укрупнил тему совещания, обозначив ее в широком смысле как продажу отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, а также связанные с этим проблемы (если они есть), платежи в бюджет.

— В узком смысле посмотрим это на примере, во-первых, продаж калийных удобрений, и сопутствующие вопросы — логистика, порты, о чем мы не единожды говорили. И во-вторых, нефтепродукты. То же самое: логистика, поставки, платежи, — конкретизировал Александр Лукашенко.

Далее — оценка Президента общей работе по экспорту:
— Несмотря на всякие внешние вызовы, мы работаем на международных рынках. Достаточно уверенно работаем, о чем мне докладывал на прошлой неделе и руководитель «Беларуськалия» Иван Иванович Головатый. Но расслабляться нельзя. Слишком много препонов, барьеров, которые нам приходится преодолевать.


Президент рассказал подробности нового проекта с Россией

В ходе обсуждения было вскрыто немало болевых точек и проблемных моментов. Одним из таких узких мест, создающих сложности при организации продаж, Глава государства назвал поставки железнодорожным транспортом:

— Естественно, мы ушли из прибалтийских портов, работаем в районе Питера. Смотрим на более северные порты Мурманска. А это миллионы и миллионы тонн грузов, которые мы должны поставлять. Работаем и на юге Российской Федерации через их порты.  
Никто нам не препятствует в портах. Но еще раз подчеркиваю: узкое место — железнодорожные поставки, особенно в направлении Санкт-Петербурга.
В связи с этим Александр Лукашенко упомянул о недавнем разговоре с Президентом России Владимиром Путиным, во время которого обсуждалась возможность реализации двух крупных проектов. Один из них касается железнодорожной ветки из Беларуси в Санкт-Петербург:

— Я попросил вице-премьера Сивака и Премьер-министра (заместителя Премьер-министра Анатолия Сивака и Премьер-министра Романа Головченко. — Прим. ред.), чтобы к моей встрече с Президентом России, которая состоится в ближайшее время, были подготовлены, скажем так, презентационные материалы по всем узким местам железной дороги в направлении Санкт-Петербурга.


Говоря о вариантах решения проблемы, Александр Лукашенко указал на возможность строительства второй железнодорожной ветки до Питера:

— А можно вернуться к тому, что было в советский период — восстановить разъезды.  
Восстановив разъезды, мы значительно увеличим на ближайшие годы поставки нашей продукции.
По его словам, Владимир Путин поддержал эту идею:

— Говорит: «Я не вникал в этот вопрос достаточно сильно, давай его обсудим при встрече». Мы эту встречу намечаем (в середине октября в Бишкеке, где запланировано проведение саммита СНГ. — Прим. ред.), обсудим вопросы железнодорожных поставок.

Экспортная стратегия — двигаться, а не стоять на месте

На совещании обсудили в том числе ситуацию на калийном рынке, цены на удобрения и белорусскую стратегию в части экспорта данной группы товаров. Глава государства напомнил, что в свое время шла речь о создании в стране единой компании, которая будет заниматься продажами белорусских минеральных удобрений всех видов (калийных, азотных и фосфорных). Обращаясь к Премьер-министру Роману Головченко, Александр Лукашенко заметил, что эта идея «так и утонула в Правительстве»:

— Все нам что-то мешает. Может, не только вам, но кому-то там еще.
Надо двигаться, двигаться, не стоять на месте, и прежде всего по организации продаж. Мы научились производить все, притом в огромных количествах, не соответствующих величине и экономике нашей республики. Умеем мы продавать, но кое-кому не хочется или еще какие-то вопросы мешают. Сегодня будет последний разговор по поводу продажи наших товаров.
Отдельное внимание — вопросу производства и продаж продовольствия. Александр Лукашенко подчеркивает, что для эффективной деятельности в сельском хозяйстве определены все направления работ, начиная от ремонта дорог в агрогородках, строительства молочно-товарных комплексов, заканчивая селекцией в животноводстве и растениеводстве:
— Все решения приняты. Иди и работай! Нужно организовать в Правительстве эту работу.
Затронули и тему дебиторской задолженности по поставкам минеральных удобрений. Президент категоричен и в этой части:

— Никаких ссылок на то, что где-то платежи не идут, еще что-то. У нас не одна тысяча (сотрудников. — Прим. ред.) в Национальном банке и сопутствующих структурах работает. Поэтому давайте вместе с Правительством занимайтесь и начинайте работать, если можете. А на эту тему, опять же, больше разговоров быть не может.


Поддержка со стороны России

Обсудили на совещании и создание собственных портовых мощностей в России. Президент поинтересовался, что сделано в этом направлении и что еще предстоит сделать, отметив, что в данном вопросе есть некоторые разночтения:

— Одни говорят, что нам достаточно Бронки (глубоководный порт Санкт-Петербурга. — Прим. ред.) и еще какого-то порта в Мурманске. Иван Иванович (генеральный директор «Беларуськалия» Иван Головатый. — Прим. ред.) говорит, что не надо отказываться от еще одного порта, который нам предлагают, надо вести переговоры и договариваться.

Белорусский лидер добавил, что эту тему также обсуждал с Президентом России, и рассказал о его реакции:

— Никакого отторжения. Дословно: «Если ты хочешь грузить, работать и иметь собственность в других портах под Ленинградом, я поддержу». Вот дословно, что было сказано.

При этом, подчеркнул Александр Лукашенко, портовые мощности — вещь очень серьезная:
— Интересы там пересекаются колоссальные. Но тем не менее поддержка со стороны России есть. Работайте!

Ставка на логистику

Уже после совещания Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой сообщил журналистам, что сегодня около двух десятков российских портов задействовано в экспорте белорусских грузов разного уровня, при этом экспортеры делают особую ставку на порты Санкт-Петербурга и Мурманска.

Что касается работы с портами Мурманска, сегодня есть базовые пилотные партии белорусских товаров для отгрузки, чтобы просчитать экономику. К концу октября эксперты смогут составить окончательный бизнес-план.

Посол рассказал, что Главу государства в первую очередь интересовала логистика в направлении Санкт-Петербурга:
— Порты Санкт-Петербурга поняли удобство и перспективу работы с белорусами, поэтому встал вопрос «узкого горлышка» — железной дороги. Здесь есть два варианта, они представлялись Главе государства, обсуждались с Президентом России по телефону, на ближайшей встрече президенты уже должны что-то финализировать.

По словам Дмитрия Крутого, более простое решение — восстановить разъездные станции. Основной вопрос в финансировании:

— Часть ресурсов есть у Российской железной дороги, но нужно принимать решение на правительственном уровне в России, учитывая, что это их станции. Та железная дорога, которая проходит по нашей части, — объема на среднесрочную перспективу будет достаточно.

Председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков добавил, что положительная динамика экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов сложилась благодаря работе через российские порты:
— Сегодня мощностей достаточно. Завтра они в любом случае будут развиваться в том или ином виде. Это коммерческие вопросы, которые будут решаться в оперативном порядке.
Касаясь развития экспорта, Андрей Рыбаков констатировал, что, кроме масштабных хабов, производители намерены расширять географию поставок в том числе на те рынки, куда сегодня поставляются не самые большие объемы. Одним из перспективных направлений глава концерна назвал Африканский континент.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Рыбаков, председатель концерна «Белнефтехим»:


— Калий и нефтепродукты традиционно являются стратегическим экспортным товаром нашей страны. Поэтому Глава государства на основе этих продуктов делает выводы и распространяет решения на другие экспортные позиции. На совещании Президентом была дана промежуточная оценка состояния дел в экспорте этих двух стратегических продуктов. Да, имеется определенная положительная динамика. Но Глава государства абсолютно четко и ясно дал понять, что нельзя останавливаться, существующие экспортные риски никуда не исчезли. Именно поэтому требуется не удерживать позиции, которых мы достигли, а развивать их и диверсифицировать рынки, не сосредотачиваясь на чем-то одном. Президент задал четкие векторы, которые требуется очень качественно и оперативно отработать, чтобы в последующем динамика, которая сегодня есть, лишь улучшалась.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter