Календарь и традиции

«Барыс i Глеб сеюць хлеб»

Календарь и традиции

14 мая — у православных праздник Преполовение Пятидесятницы.


15 мая — память благоверных князей Бориса и Глеба.


18 мая — память великомученицы Ирины.

 

Середина мая. Уже прошел Юрий, который на восточных территориях считался последним «хмельным» днем, когда еще можно позволить себе опрокинуть рюмочку–другую. Дальше наступает горячая пора работы в поле, требующая огромных затрат физических сил, душевного напряжения и обязательно трезвой головы. Из особого уважения к земле, выработанного у нас на протяжении веков, праздность, безделье, «гультайства», да еще в сочетании с рюмкой, просто не допускаются. В народе хорошо знали: «Зямелька нас кормiць, ды сама есцi просiць», а значит, необходимо вовремя землю удобрить, не забыть про полив, если небесные воды запаздывают. Проблемы создавали и так называемые «ранiшнiкi» — утренние заморозки. А потому в хозяйстве ежечасно требовался глаз да глаз. Время считалось очень ответственным, любые «моральные» нарушения со стороны человека в наказание, посланное свыше, могли повлечь засуху, проливные дожди, градобой. Так что, «каб зямельку даглядаць i на ўраджай спадзявацца, павiнна быць згода i ў хаце, i ў полi».


Работы на земле традиционно разделялись по, как теперь говорят, гендерному принципу. Женщины в это время занимались огородом: к дню Ирины–рассадницы (18 мая) надо успеть посадить капусту и при этом проделать немало различных обрядовых манипуляций — на всякий случай, чтобы кочаны были крепкими и не трескались. Мужчины «даглядалi вялiкае поле з хлебам».


13 мая — день апостола Иакова Зеведеева, считался верным погодным индикатором на будущее. Обилие звезд на небе предсказывало хороший урожай (по принципу подобия), ясный восход солнца обещал ветреное и, возможно, засушливое лето. В таком случае проводились обряды «выклiкання дажджу»: рассыпали у колодца семена льна, похожие на дождинки (опять по принципу подобия). Ну а если последующий день, 14 мая, выпадал погожим, ожидали такую же хорошую погоду во время уборки хлеба.


Как и у других восточных славян, на белорусских территориях отмечался день благоверных князей Бориса и Глеба, которых в народе называли сеятелями, отмечая их заботу и помощь земледельцам: «Барыс i Глеб сеюць хлеб». Еще этот день почитали «днем криниц», когда вода становится кристально чистой и даже помогает в лечении заболеваний, особенно глазных. Но чудесная сила приписывается воде, взятой из слияния двух источников. Такие сакральные места у многих европейских народов использовались для проведения различного рода обрядового очищения от физических и психологических травм. Кроме того, женщины брали из такого «сутока» воду для своих буренок. Корове обмывали вымя, приговаривая: «Як вада прыбывае, так каб i малако прыбывала». Слияние двух криниц можно сравнить с перекрестком «пуцявiн–дарог», часто упоминаемых в народных сказках, где главный герой делал свой судьбоносный выбор, и обязательно — к счастью.


Советская Белоруссия №85 (24468). Четверг, 8 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter