Сколько должен весить рюкзак школьника?

Багаж знаний

О содержимом школьных рюкзаков
Надеть школьный рюкзак для дочки, как выяснилось, — целое дело. Подтаскивает к себе, раскачивает, с размаху подхватывает плечом одну лямку — от этого ее слегка кренит. Сопит, кряхтит и с силой, аки факельщица, всовывает руку в другую. Потом подпрыгивает, передергивает плечами и непроизвольно сгибает–разгибает спину, встряхивая свою ношу. Так обычно «устаканивает» на себе тяжеленный рюкзак какой–нибудь заядлый турист или дачница, вздумавшая на собственном горбу тянуть в город дивный урожай кабачков... Это странное зрелище мы с мужем наблюдали утром 1 сентября. Изумились. Засомневались. Притащили электронные весы. Взвесили «багаж для знаний». 4,4 кг. И это у шестиклассницы!


Хочу напомнить, что недавно Минздрав настоятельно призвал разгрузить школьные портфели. Только для учеников 1 — 2–х классов норма осталась прежняя — 1,5 кг. Для всех остальных медики урезали полкило, и теперь ученики 3 — 4–х классов должны носить за плечами не более 2 кг, 5 — 6–х — максимум 2,5 кг, 7 — 8–х — рюкзаки не тяжелее 3 кг, а старшеклассники — до 3,5 кг. Плюс масса самого пустого ранца: для младшеклассников — не более 700 г, для всех остальных 1 кг — это предел. Наш рюкзак весит всего полкило — укладываемся в медицинские пожелания. А вот его содержимое не может уложиться в них априори. 6 уроков — 6 учебников минимум по 300 г. Плюс приличная горка тетрадей — от тонких простых до толстых рабочих и для лабораторных работ. Плюс дневник, контурные карты, атласы, пенал. Лишнего мы, обыскав все отделения с пристрастием, не обнаружили. Хотя медики, вводя новые нормы, и ссылались на то, будто «часто родители упускают из виду то, что ребенок, помимо учебника, берет в школу дополнительные вещи, не связанные с учебным процессом, — книжки, игрушки, тяжелые пеналы, что также влияет на общую массу». Нет, ничего такого. А рюкзак все равно к земле тянет... Ах да, еще спортивная форма...


Помнится, писала в том же ключе еще 7 лет назад. Тогда портфель сына–третьеклассника еле–еле вписался в норму, и еще очень повезло, что в расписании не значился английский, куда пришлось бы тянуть целых три пособия. Но тогда нормы были помягче, сейчас — строже. А выхода мы, родители, как не видели, так и не видим. Хотя, по сути, главные и единственные исполнители требований Минздрава. Потому что с трудом представляю себе учителя, ежедневно стоящего с безменом на пороге класса, и совсем не могу вообразить еженедельные рейды санслужб с весами по школам. Это нам, мамам и папам, дается ориентир. Мы и должны бдить, понимая нависшую над ребенком угрозу как минимум сколиоза. Как?


Здесь наши мнения расходятся. Больше всего голосов собирает, конечно же, идея завести для всех учеников (а не только младшеклассников, как сейчас) шкафчики–ячейки, где можно было бы хранить дополнительный комплект главного груза знаний — учебников. Место для них в просторных школах найти можно, а вот сами учебники для каждого — вряд ли. Они же непрестанно переиздаются, списываются в утиль, в школьных библиотеках их всегда в обрез. Купить? Где и всякой ли семье это по карману? На электронные учебники полностью еще ни одна школа не перешла, далеко не все можно и скачать с сайта Минобразования, да и цена обслуживающей техники кусачая. Так что планшеты, на которые уповают некоторые родители, — никакая не альтернатива. Сами дети (а также добрый опыт советских времен) подсказывают третий вариант: разделить учебники с товарищем по парте. Он — три, ты — три, и у обоих в рюкзаках уже заметное облегчение. Только в младших и средних классах обычно так почему–то не получается, а они и есть основная группа риска всевозможных школьных недугов.


Особо горячие головы предлагают поголовно одеть учебники в мягкую обложку, отказаться от тетрадей — пусть, мол, пишут на листках. Первое, говорят, пока технологически невозможно, второе будет выглядеть каким–то плевком в адрес учителя, которого тоже проверяют все кому не лень. Конечно, хотелось бы обеими руками проголосовать за электронный ранец, недавно изобретенный в Томске. С виду — 200–граммовый планшет формата А4, куда закачивается все — от тетрадок до дневника. В нем можно писать и от руки, и с помощью электронной ручки. А потому, утверждают разработчики, никакого перенапряжения пальцев, рези и «песка» в глазах и уж тем более — проблем с осанкой. Слишком здорово, чтобы стать ближайшей перспективой. Электронному ранцу еще предстоит найти инвестора, его авторам — дождаться дружного медицинского «да!», а ученикам — что ж, все–таки научиться договариваться за партой, раз взрослые никак не решат, кто же должен на деле обеспечить им в школе жизнь полегче.


gabasova@sb.by


Советская Белоруссия №177 (24558). Среда, 17 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter